Экстрим с неограниченными возможностями. Ю. В. Лужков Социальная реабилитация инвалидов средствами экстремальных видов спорта Наступление инвалидности привносит в жизнь человека ряд значимых Нужен ли тренер

Все это лишний раз подтверждает реальную практическую востре-бованность данного вида адаптивной физической культуры и, по мне-нию автора этой главы, невозможность «втиснуть» креативные теле-сно-ориентированные практики в адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию и физическую реабилитацию.

Основной целью креативных (художественно-музыкальных) теле-сно-ориентированных практик необходимо считать приобщение инва-лидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творчес-кое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических на-пряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе - в профессионально-трудовую деятельность.

Экстремальные виды двигательной активности - компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, по-требности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объек-тивно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы по-требности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профи-лактики состояний фрустрации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныря-ния

вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свобод-ного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эн-догенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов - гормонов «счастья». При этом преодоление чувства стра-ха приводит к значительному повышению у человека чувства самоува-жения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Современные нейробиологические исследования показали, что су-щественной причиной формирования алкогольной и наркотической зависимости является гипофункция эндогенной опиатной системы (Шабанов, 1999).

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необхо-димых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилакти-ка состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полно-кровной жизни.

Перечисленные виды (компоненты) адаптивной физической куль-туры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каж-дый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязанны. Так, в процессе адаптивного физического воспитания используются элемен-ты лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия - для развития, пере-ключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; эле-ментарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды про-ходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно-оздоровительному спорту и спорту высших достижений (В.П. Жиленкова,1999; Ю.А. Орешкина, 2000).

Если для здорового человека двигательная активность является есте-ственной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида -это способ существования, объективные условия жизнеспособности (СП. Евсеев, 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повы-шает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следова-тельно, открывает возможности позитивного изменения биологичес-кого и социального статуса.

Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и ду-ховные силы, максимально реализовать возможности организма и лич-ности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, соци-альной активности и интеграции в общество здоровых людей.

В заключении главы необходимо подчеркнуть, что дальнейшее изу-чение социальных потребностей данной категории населения нашей стра-ны - актуальнейшая задача теории адаптивной физической культуры.

Решение этой задачи позволит разработать новые ее компоненты (виды), способные значительно активизировать процессы комплексной реабилитации, социальной интеграции и приобщения к образу жизни нормально развивающихся людей, и тех, у кого имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья.

    Какие критерии положены Л.П. Матвеевым в основу выделения тех или иных разделов (видов) физической культуры?

    На основании каких признаков структурирует В.М. Выдрин физи-ческую культуру?

3. Перечислите потребности общества в сфере физической культуры.

    Какие потребности личности удовлетворяют те или иные компо-ненты (виды) физической культуры?

    Удовлетворяют ли выделенные в теории физической культуры ее компоненты (виды) все потребности личности в этой сфере?

    Назовите основные виды адаптивной физической культуры.

    Что такое адаптивное физическое воспитание (образование)?

    Перечислите отличительные признаки адаптивного спорта.

9. На что направлено содержание адаптивной двигательной рекреации?

    Раскройте понятие адаптивной физической реабилитации.

    Как вы понимаете сущность креативных (художественно-музы-кальных) телесно-ориентированных практик и экстремальных видов двигательной активности?

ГЛАВА 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Для того чтобы строить педагогический процесс, определять прин-ципы и дидактические линии образовательной деятельности, необхо-димо знать состояние здоровья, физические, психические, личност-ные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю-бого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (по-ражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап-парата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные фор-мы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и струк-туре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в тече-ние жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, меди-цинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, со-провождается его малоподвижностью как вынужденной формой по-ведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и ус-ловий самореализации, потерю экономической и бытовой независимо-сти, что вызывает стойкий эмоциональный стресс (B.C. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993). Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполно-ценности, характеризуется тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, самоизолированностью, или наоборот - эгоцентриз-мом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками (Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов, 1998; Т.А.Добровольская, Н.Б. Ша-талина, 1992).

Для детей с отклонениями в развитии характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (В.В. Лебединский, 1985; Е.С. Иванов, 2001), что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движе-нии, игре, эмоциях, общении, осложняет процесс обучения.

Поданным многочисленных исследований (Т.Н. Приленская, 1989; Т.С. Щуплецова, 1990; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Т. Лебедева, 1993; Л.Н. Ростомашвили, 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается ухудшением моторных функций, вторичными нару-шениями в двигательной и психической сферах (см. табл.). От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности такие дети отстают на 1-3 года и больше.

Нарушение зрения

Нарушение

слуха

Нарушение интеллекта

Поражение опорно-двигательного аппарата

Церебральное

спиналыюе

ампутационное

Нарушение осанки, искривление позво-ночника, плоскосто-пие, слабость дыха-тельной мускулату-ры.

Нарушение про-странственных обра-зов, самоконтроля и саморегуляции, коор-динации движений. Болезни органов ды-хания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, нев-розы.

Заболевания органов слуха, минимальная мозговая дисфунк-ция. Быстрая утом-ляемость

Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы.
Заболевания дыхательной системы, вегетативно соматические расстройства, нарушение
функций вестибулярного аппарата, задержка психического и моторного развития, нарушение функций речи, памяти, внимания, мышления, общения. Быстрая утомляемость, нарушение ритмичности
движений, равновесия, реагирующей способности, пространственно-временной дифференцировки

Дисплазия, наруше-ние окостенения, осанки, деформация стопы и позвоночни-ка, дисгармоничность физического разви-тия, нарушение коор-динации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нару-шения, сенсорные отклонения. Снижение силы и подвижности нерв-ных процессов, на-рушение познава-тельной деятельно-сти, высших психи-ческих функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, на-рушение аналитико-синтетической дея-тельности ЦНС

Дисгармоничность физического разви-тия, нарушение опороспособности, рав-новесия, вертикаль-ной позы, ориенти-ровки в пространстве, координации микро и макромоторики. Остеохондроз позво-ночника, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры. Нарушения функций сердечнососудистой и дыхательной сис-тем, низкий уровень работоспособности. Заболевания внут-ренних органов, на-рушения зрения, слу-ха, интеллекта. Низ-кая работоспособ-ность

Расстройство функ-ций тазовых органов, уродинамики. Нарушение вегета-тивных функций, пролежни. Остеопороз.

При высоком (шей-ном) поражении - нарушение дыхания, недостаточность ге-модинамики. При вялом парали-че - атрофия мышц, при спастическом -тугоподвижность суставов, контракту-ры, спастика. Отсутствие произ-вольных движений

Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные из-менения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры, нарушения кровооб-ращения, дыхания, пищеварения, воспа-ления. Нарушение обменных процессов, ожирение. Снижение общей работоспособ-ности, фантомные боли

Так, у детей с умственной отсталостью из-за необратимого пораже-ния ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются не только нервно-психи-ческие, но и соматические функции (сердечно-сосудистая система, ки-шечно-желудочный тракт), костная, мышечная, эндокринная, сенсор-ные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внима-ние, память, эмоции и личность в целом (Г.Е. Сухарева, 1965; М.С. Певз-нер, 1979; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994).

Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувствен-ного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет мини-мальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыха-тельной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают невроза-ми (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; К.Ф. Скворцов, В.П. Илларио-нов, 1993; Т.А. Никольская, 1997). Среди вторичных нарушений наибо-лее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным об-разом негативно отражается на физической подготовленности, работо-способности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются по-чти у 80% слепых и слабовидящих детей (Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% - дефектами опорно-двигателыюго аппара-та (сколиоз, плоскостопие), в 80% - задержкой моторного развития. Со-путствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания, дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (В.Л. Страковская, 1994; Н.Т. Лебедева, 1996). Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного раз-вития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Ж.И. Шиф, 1968; Т.В. Розанова, 1985; Е.В. Пархалипа, 1995). Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (М.Б. Богомильский, 1985; Е.М. Мастюкова, 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения - замкнутость, нежелание вступать в контакт (З.А. Пономаре-ва, 1998; Т.Е. Черненко, 1998). Для двигательной сферы характерны нару-шения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991).

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) име-ют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, раз-витие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни воз-никают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках,

хрящах (СЛ. Бортфельд, 1986; М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобров-кина, 1997; К.А. Семенова, 1998 и др.). Часто двигательные расстрой-ства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппара-та, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Пе-тербурге, 6% детей с ДЦП полностью способны к самообслужива-нию, 80% - к полному и частичному самообслуживанию и 14% - полностью неспособны к самообслуживанию. По степени сохраннос-ти интеллекта у данной категории детей получены следующие резуль-таты: у 60% - сохранный интеллект, у 30% - частичные отклонения, у 10% - грубые нарушения (Л.М. Шипицына с соавт., 1995). Для двига-тельной сферы характерны нарушения опороспособности, равнове-сия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, не-сформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспо-собности, быстрая утомляемость (Е.М. Мастюкова, 1985, 1992; К.А. Семенова, 1986; Л.О. Бадалян с соавт., 1988).

Ампутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двига-тельного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышеч-ного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, наруше-ние обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функ-ций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кро-вообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функ-ций, создают объективные биологические предпосылки отставания тем-пов физического и психического развития, снижения двигательных воз-можностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солод-ков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.

Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижают их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мы-шечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами конечности необходимо владеть умениями раздельного со-кращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точ-ности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической не-полноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, соци-альную активность не только детей, но и взрослых инвалидов.

Краткая характеристика объекта педагогических воздействий позво-ляет выделить наиболее типичные двигательные расстройства, харак-терные для всех нозологических групп:

    вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги-покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы-шечную работу;

    ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч-ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;

    нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»;

Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус-тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран-стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции - ходьбу и бег), необходи-мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел-лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо-торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, 1985; Г.А. Волкова, 1993, 1999).

Таким образом, данные о состоянии здоровья, особенностях физи-ческого и психического развития, вторичных нарушениях, вызванных первичным дефектом и факторами вынужденной гиподинамии, носят достаточно обобщенный характер. Указанные диагностические показа-тели могут служить ориентирами при разработке различных программ адаптивной физической культуры.

Контрольные вопросы и задания

    Раскройте особенности детей с умственной отсталостью.

    Как изменяется жизнедеятельность у незрячих по сравнению со здоровыми людьми?

    ...
  1. Общая характеристика учебных программ по специальности 5В070300 – «Информационные системы» Присуждаемые степени -

    Документ

    Сборочный, адаптивный Том1 . – М.: ООО «БИНОМ... Общая характеристика учебных программ по специальности ... практика)+8 кредит (физическая культура )+3 кредит (итоговая... Введение в специальность 2 MGT 1212 История ...

  2. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ Общая характеристика учебных программ по специальности 5В070300 – «Информационные системы» Присуждаемые степени -

    Документ

    Сборочный, адаптивный (экстремальное... для Windows на С/С++. Том1 . – М.: ООО «БИНОМ... практика)+8 кредит (физическая культура )+3 кредит (итоговая... Введение в специальность 2 MGT 1212 История ... Общая характеристика учебных программ по специальности

В каждом человеке живёт жажда острых ощущений многие люди для того чтобы утолить её выбирают экстремальные виды спорта порой не задумываясь о последствиях для жизни и здоровья.

Бейсджампинг

Бейсджампинг это прыжки с парашютом с очень маленькой высоты, обычно c высоких зданий, башен, антенн или обрывов. У человека поле прыжка очень мало времени, чтоб занять придать телу правильное положение в пространстве и открыть парашюта после прыжка. Даже после того как парашют раскрылся не факт, что спортсмен находиться в полной безопасности, неожиданный сильный порыв ветра может просто впечатать в стену или гору. Ежегодно во время бейсджампинга умирает от 5 до 15 человек. В некоторых странах этот вид спорта запрещен на законодательном уровне.

Хели-ски

Прыжки с вертолета и катание по нетронутому снегу вдалеке от толпы людей и лыжных патрулей вот что такое от хели-ски. Здесь основную опасность исходит от снежных лавин и неожиданных препятствий, которые могут возникнуть перед лыжниками, начиная от провалов, спрятанных под ледяным настом, и кончая деревьями и скалами припорошенными снегом. В среднем один подъем на вертолете на гору стоит около 500 долларов. Плюс необходимо выложить немаленькую сумму за специальное оборудование, которое позволит спасателям быстро найти экстремалов в снежных завалах.

Дайвинг

Да-да самое обычное погружение под воду на практике оказывается весьма экстремальным занятием. Мало того, необходимо пройти серьезный курс обучения и первые погружения делать под присмотром профессиональным дайверов, но быстрое всплытие может привести к кессонной болезни, последствием которой может стать серьезные проблемы с легкими, спинным и головным мозгом. Это если не считать акул и другой опасной живности, которую люди могут встретить под водой.

Пещерный дайвинг

Гипотермия, низкая видимость, проблемы с освещенностью, большие шансы отбиться от группы и отсутствие возможности аварийного всплытия, вот что ждет любителей понырять в подводные пещеры. В экстремальных ситуациях, у людей, оказавшихся в подводной пещере даже имеющих отличную водолазную подготовку, мало шансов выжить. Только в Карибском регионе за 50 лет погибло более 500 человек во время пещерного дайвинга.

Родео на быке

Родео на быке очень зрелищный, но в то же время смертельно опасный вид спорта, где нужно продержаться всего 8 секунд на животном. Слетев и попав под копыта 800 килограммового разъяренного быка, наездник как минимум окажется в реанимации с кучей сложных переломов в худшем может стать инвалидом на всю жизнь или умереть.

Серфинг

Серфинг, а если быть совсем точными серфинг на больших волнах, это русская рулетка с природой, где любая ошибка может стоить жизни. Сорвиголовам решившим покорить дикую стихию угрожают сотни тон воды, которые могут перемолоть кости в порошок, скалы и доска для серфинга, которой можно получить по голове. Каждый заплыв на большой волне для серфингиста может стать последним.

Стритлатинг

Стритлатинг это скоростной спуск, лежа на скейтбордах по асфальтированной поверхности. Обычно сорвиголовы выбирают для этого дороги общего пользования, круто уходящие вниз под горку. Экстремалям приходиться полагаться только на свои ноги, используя как тормоза и руль, ну это если не считать экстремальное торможение, банальным врезанием в любое подходящее препятствие. Шлемы, перчатки и наколенники не всегда спасают от травм при столкновении практически неуправляемого скейтборда с препятствием.

Скалолазание

Переломы, вывихи, обморожения и сотрясение вот что ожидает людей увлекающихся скалолазанием. Даже поднявшись на вершину, скалолазы делают только полдела, как показала практика намного сложней вернуться обратно к подножью. Плюс спасатели из-за погодных условий или сложного рельефа не всегда вовремя могут вовремя придти на помощь

Маунтинбайк

Велосипед, акробатика и узкие горные тропинки вот что такое настоящий маунтинбайк. Царапины, ушибы и синяки это минимальный набор травм, который получит человек, рискнувший спуститься на велосипеде с горы старясь преодолевая естественные препятствия из руды камней, поваленных деревьев и тд.

Рафтинг

Сплав по горным рекам через каменные пороги и водопады, оставит неизгладимое впечатление на всю жизнь. Экстремалы во время сплава, рискуют быть выброшены из плота, после чего резко уйти под воду или со всего размаха удариться о камни. Это все может обернуться водной ловушкой, сломанными костями, выбитыми суставами, ушибами, царапинами и сотрясениями. Главная проблема сплава по горным рекам, в том, что водопады или пороги практически не видно, их приходиться преодолевать сходу без подготовки, не видя высоты с которой придется лететь и размеры валунов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ю. В. Лужков Социальная реабилитация инвалидов средствами экстремальных видов спорта Наступление инвалидности привносит в жизнь человека ряд значимых изменений, которые определяют его новый социальный статус - «инвалид». Этот статус может быть следствием болезни, травмы, врождённого дефекта, который может появиться у человека либо в раннем детстве, либо на любом отрезке его жизни. Статус инвалида влияет на формирование нового образа «Я», нового отношения к себе и к окружающим, нередко возникает искаженное социальное функционирование на фоне развивающихся невротических состояний и патологического развития личности. Очевидно, что человеку с врожденными или приобретёнными органическими поражениями, необходима помощь и забота общества, направленная на создание условий для максимально полной самоактуализации его личности, реализации имеющихся у него возможностей и безболезненной интеграции в общество. Одним из действенных механизмов интеграции инвалида в общество является социальная реабилитация. В последние годы социальную реабилитацию рассматривают как технологию социальной работы для лиц с ограниченными возможностями. Она направлена: 1) на восстановление здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, его правового положения, моральнопсихологического равновесия, уверенности в себе; 2) развитие возможностей инвалида управлять своей жизнью, быть независимым, адекватным новым условиям. Одним из средств социальной реабилитации инвалидов может быть физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность. История физической культуры и спорта инвалидов начинается с 1924 года, с момента создания спортивной организации глухих, санкционирующей любые соревнования инвалидов. В настоящее время физкультурно-спортивная работа ведётся среди четырёх групп инвалидов: с нарушениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Среди видов спорта, которые доступны инвалидам, уже традиционно выделяют футбол,

2 легкую атлетику, баскетбол, волейбол, лыжи, классическую и вольную борьбу и др. Однако инвалиды вовлекаются и в экстремальные виды спорта - горные лыжи и парашютный спорт. Для инвалидов, решивших приобщиться к парашютному спорту, была разработана Московская программа «Небо, открытое для Всех!». Основной целью программы является участие в социально-психологической реабилитации инвалидов путём привлечения их к занятиям парашютным спортом, создание для инвалидов условий для занятий данным видом спорта, организация и проведение парашютных прыжков на двухместных парашютных системах «Тандем» с инструктором. Данная программа существует уже несколько лет и работает с инвалидами, имеющими физические недостатки вследствие травм и ампутаций конечностей, прыгающих как с протезами, так и без них. Впервые в истории мирового парашютного спорта в 2004 году в Самаре был проведён первый открытый чемпионат России среди парашютистов-инвалидов. Соревнования прошли по классическим дисциплинам парашютного спорта: индивидуальной акробатике и точности приземления. Также создана и функционирует Межрегиональная общественная организация «Ассоциация молодёжных инвалидных организаций», одним из направлений деятельности которой является содействие и привлечение инвалидов к занятиям парашютным спортом. Анализ организации парашютного спорта для инвалидов на аэродромах «Коломна» и «Ступино», позволяет выделить ряд позитивных моментов: занятия парашютным спортом способствуют получению инвалидами позитивных эмоций, чувства самоутверждения через преодоление чувства страха перед прыжками. Для инвалидов важным становится факт того, что спортивная активность способствует снижению комплекса неполноценности, преодолению изоляции и межличностных барьеров, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, ощущению себя равноправными гражданами, препятствует «уходу в себя», «в

3 свой недуг». Происходит заметное улучшение самочувствия, повышение уровня здоровья и физической подготовленности, расширение возможностей двигательных действий, самореализации при занятии спортом. Однако, при всех позитивных моментах, следует очертить круг проблем, от решения которых зависит эффективность реабилитационного процесса: 1) отсутствие научных исследований по данной проблематике, поэтому весь реабилитационный процесс идёт по «эмпирическому пути»; 2) отсутствие на аэродроме профессиональных кадров для работы с инвалидами (социальных работников, реабилитологов, психологов, медиков, тренеров со специальной подготовкой). По нашему мнению, непременным условием успешной работы тренера с инвалидами должно быть ясное представление не только о текущем психофизиологическом состоянии того или иного человека, но и о природе инвалидности, особенностях протекания данного заболевания. Несомненно, что межличностное общение должно проходить в духе конструктивных отношений; 3) отсутствие целевого финансирования на проведение спортивной работы. Как известно, парашютный спорт - это весьма затратный вид спорта, и не каждый инвалид в состоянии найти материальные средства на занятие любимым видом спорта, участие в соревнованиях, приобретение собственной парашютной системы; 4) сложность перемещения инвалидов до аэродромов по дорогам и в транспорте; 5) отсутствие социально-бытовых условий для проживания и тренировок инвалидов; 6) недостаточно продуманная теоретическая и наземная подготовка для инвалидов, отсутствие системы специальных упражнений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат.

4 7) незрелость общественного мнения по вопросу о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности». В решении данных проблем, существенную роль может оказать специалист социальной работы. Имея доступ к статистическим данным в управлении социальной защиты населения, он может выявить тех инвалидов, которые имеют желание заняться данным видом спорта. Далее специалист, реализуя свою посредническую функцию, может организовать поиск спонсоров, а также бюджетных средств, выделяемых на развитие спорта для инвалидов. Он может помочь обеспечить транспорт, организовать питание, проживание, контролировать соблюдение бытовых условий на аэродроме. Он может привлечь к работе профессиональных тренеров для проведения теоретической и наземной подготовки по месту жительства инвалида, а также обеспечить помещение для проведения подготовительной работы. Таким образом, спорт, в том числе и парашютный, содействует интеграции инвалида в общественную жизнь. Он позволяет включаться в социальные контакты с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Кроме этих психологических аспектов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида. Проведённые пилотажные социально-психологические исследования показывают, что привлечение инвалидов к занятиям парашютным спортом способствует их социальной и психологической реабилитации, мобилизации скрытых резервов человеческого организма, развивает волю и уверенность в себе. Но для того, чтобы добиться обозначенных целей, необходимо проводить научные исследования в области реабилитации инвалидов средствами парашютного спорта; разрабатывать технологии такого вида деятельности; определять роль каждого специалиста в реабилитаци

5 онном процессе; решать организационные проблемы силами государственного и негосударственного секторов. Р. Медведев Молодёжная преступность: сущность, причины и профилактика Молодёжь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Она находится в нестабильном положении, переживая кризис системы ценностей и социальной адаптации. В социологии преступность рассматривается в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Её можно определить как относительно устойчивую и распространённую форму девиантного поведения, достигшую степень общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Молодёжная преступность является одной из актуальных проблем российского общества, которая видится весьма злободневной с точки зрения её распространённости и включённости в социум. Это одна из реалий современной России, с которой приходится считаться. Оставив данную проблему без должного внимания, мы рискуем потерять контроль над подрастающим поколением, и как следствие этого - возможность влиять на процесс социализации. Это, в свою очередь, грозит нам утратой преемственности поколений и стабильности социума. К основным причинам молодёжной преступности следует отнести: Отрицательные влияния в семье, связанные с низкой культурой родителей, их жестокостью и грубостью, пьянством и асоциальным поведением. Отрицательные влияния в ближайшем окружении, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Проникновение в молодёжную среду стереотипов асоциального поведения. Например, пропаганда культа силы и наркотиков.


От 22 августа 2013 г. 928-р- Об утверждении Концепции развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года В целях развития адаптивной физической

Стр. 3 из 14 Содержание Паспорт социальной программы «Социализация инвалидов»... 4 1 Актуальность и обоснование социальной значимости... 7 2 Основные цели и задачи программы... 7 3 Основные принципы программы...

УДК 376.1 Варфоломеева О.И., воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 12 «Брусничка» Россия, г. Усть-Илимск СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья В каждом обществе есть люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Количество людей

Ный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов. Поддубных O.A., Малкова Л.Б., 2001 A.B. Гриценко Педагогический и психологический аспект социальной реабилитации

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ Пучина С.В. Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия MAIN ISSUES OF SOCIAL ADAPTATION OF ATHLETES AFTER CAREER

СИМПОЗИУМ «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТИВНЫЙ СПОРТ» 8 Октября, 2016 Москва, Россия 1 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время все большее количество специалистов социальной сферы признают важную роль адаптивного спорта

Таким образом, становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется рядом факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил внутреннего развития, а с другой

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

Профессиональный критерий социально-педагогической работы с детьми инвалидами Прохорова О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной политики и социального управления В процессе социализации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОАРХАНГЕЛЬСКОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 августа 2016 года 223 г. Малоархангельск Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «БИБИРЕВО» ФИЛИАЛ «ЛИАНОЗОВО» Проект «Небо для всех»

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов» Разработал: Павлова Н.В. э 2015г. Всего в мире насчитывается

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Адаптивная физическая культура как механизм межведомственного взаимодействия в процессе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) О. Я. Бойко, к.п.н., генеральный директор СООБО

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ основной образовательной программы по направлению подготовки высшего образования 034400(62) Физическая культура

Проект «Мое здоровье мое будущее» Кураторы проекта: главный специалист отдела образования администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга О.А. Постнова; методист ИМЦ Красногвардейского района,

Социально-реабилитационные программы стационарного отделения Программа социальной реабилитации «Азбука выживания» Цель: социализация и реабилитация детей через обучение правилам поведения, обеспечивающим

Адаптивная физическая культура территория социального партнерства О. Я. Бойко, к.п.н., генеральный директор СООБО ДИСпО-центр исполнительный директор Специального Олимпийского комитета Свердловской области,

АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27.09.2010 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 1088 р.п.сосновка Об утверждении районной целевой программы «Развитие физической культуры и в Сосновском районе на 2009-2012

Паспорт программы 1 Наименование Физкультурно - оздоровительная и спортивная программы деятельность НОУ «ССЦ «Калибр» 2013-2016 годы. 2 Разработчик НОУ «ССЦ «Калибр». программы 3 Дата принятия Приказ N

Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе Сибирского региона

Царева Н.М., кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университета имени Н.Г. Чернышевского»,

Утверждено на заседании кафедры ТиМ МБО и БЖ протокол 1 от 20.10 2015г. Зав.кафедрой /Колпакова Т.В. Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по специальности 032102.65 «Физическая культура

ФГБУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» Проект материалов для формирования методических рекомендаций по установлению государственных требований к уровню

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ БАХЧИСАРАЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АДМИНИСТРАЦИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «13» 12. 2017 524 пгт. Куйбышево «Об утверждении Положения об обеспечении

Технологии, программы, проекты, разработанные в автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Социально-оздоровительный центр «Сыновья» п/п Наименование Целевая группа Цель 1. Программа

1 из 9 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2 из 9 1.1 Настоящее Положение о порядке реализации дисциплин по «физической культуре и спорту» в Рубцовском индустриальном институте (филиале) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный

МКДОУ «Военногородской детский сад» Тема: «История адаптивной физической культуры для лиц с поражением интеллекта» Выполнила: Иванова Ирина Александровна История адаптивного физического воспитания в нашей

Основные подходы к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов По данным статистики более 8 % детей имеют ограничения по состоянию здоровья и нуждаются в особых условиях для получения образования, коррекции

Проблемы социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться

Перечень тем магистерских диссертаций направления подготовки 49.04.01.01 - «Основы спортивной подготовки» Направление 1. Теория и методика физической культуры 1. Основы теории и методики обучения двигательным

Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры Адаптивная Физическая культура в ГБДОУ детском саду 26 Педагог дополнительного образования Соловьева Марина Александровна (инструктор

Особенности работы социального педагога в условиях стационара реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями Необходимость создания специализированных центров, предназначенных для реабилитации

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Воронова Т.В. МБОУ «Городская гимназия 1» «Система общего образования должна быть направлена

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. «Основы реабилитации» базовая подготовка, очно-заочная (вечерняя) форма обучения ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

Модернизация как вектор развития системы социальной защиты населения стями. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ограниченными возможностями

Инвалидность, как медико-социальная проблема СПб ГБУЗ «Поликлиника 88» Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Фассахова Галина Васильевна 2 Инвалидность один из важных медикосоциальных

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С. А. Цой, заведующий социально-реабилитационным отделением для граждан пожилого возраста и инвалидов БУ Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Комплексный центр социального

ИНВАЛИДНЫЙ СПОРТ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Истомин А.Г., Стратий Н.В., Веретельникова Ю.А., Кисель Е.И. Харьковский национальный медицинский университет г. Харьков, Украина Постановка задачи. В нашем обществе

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 1.1. Развитие и пропаганда физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Калининском районе. 1.2. Привлечение инвалидов и лиц с ограниченными

1 Пояснительная записка Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи

Чубакова Гулюся Завзятовна тренер-преподаватель МБОУ ДОД СДЮСШОР «Сибирские медведи» г. Новый Уренгой, ЯНАО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТЫ СДЮСШОР Аннотация: в данной статье рассматривается

Приложение 1 Терминологический словарь 1. Адаптация процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); процесс адекватного

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВКР по направлению «Физическая культура» 1. Специфические особенности работников сферы Физической культуры и спорта в городских и сельских муниципальных образований Тюменской области.

АННОТАЦИЯ рабочей программы по дисциплине АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ основной образовательной программы по направлению подготовки высшего образования 034400(62) Физическая

Приложение 45 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ 18 Приказ 33-од от 31 августа 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» уровень основного

Введение Рабочая программа по физической культуре составлена на 2016-2017 учебный год для 5-А и 5-Б классов МБОУ» Лицей 1». Уровень изучения предмета - базовый. Рабочая программа по физической культуре

Утверждаю: государсгжннм. университет» ИТНдаоросмм ПРОГРАММА филиала Кубанского государственного университета в городе Новороссийске - «ВУЗ здорового образа жизни» Состояние здоровья молодежи является

Приложение к постановлению Законодательного Собрания Краснодарского края Вносится главой администрации (губернатором) Краснодарского края Проект ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ О физической культуре и спорте

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 6 2018 ЛФК КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Тутаришев

ГЛАВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РОДНИКИ РАМЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31.10.2017г. О внесении изменений в муниципальную программу городского Раменского муниципального района

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение» 1. Общие положения 1.1. Состояние психического здоровья

Приложение к постановлению администрации Новодеревеньковского района от 18 ноября 2016г. 233 Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Новодеревеньковском районе на 2017 2020 годы»

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Содержание учебного предмета «Физическая культура» СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (5 класс) ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИГАЕВСКОЕ» П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21.08.2017 235 с. Сигаево Об обеспечении условий для развития физической культуры и массового спорта на территории муниципального

Список литературы 1. Чернышева Л.Г. модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2006. 7 С. 95-97 2. Ханевская Г.В. Механизм

В.А. Епифанов А.В. Епифанов Лечебная физическая культура 3-е издание, переработанное и дополненное Учебное пособие Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития

МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЗОЖ И ЗАНЯТИЯМ СПОРТА Густова М.С. Шуйский филиал «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия MOTIVATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES TO

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Образовательный комплекс дизайна и технологий» (ГБПОУ ОКДиТ) Рабочая программа

Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Москва, 2015 год Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Робототехника» разработана на основе документа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства

Пояснительная записка Данный Учебный план является нормативным документом, определяющим реализацию основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального

Порядок организации занятий дисциплины «Физическая культура» с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учѐтом индивидуальных способностей и состояния здоровья инвалидов

Погодина Е.К. УО «БГПУ им. М. Танка» СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Ключевые слова: противоправное поведение несовершеннолетних, профилактика правонарушений,

1. Пояснительная записка... 3 2. Содержание учебного предмета... 4 3. Календарно-Тематическое планирование... 7 1. Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 составлена

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕСТЕРОВСКИЙ РАЙОН» от «20» декабря 2012 года 1249 г. Нестеров Об утверждении Программы «Физическое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новинская школа» Богородского района Нижегородской области Приложение 13 к адаптированной основной образовательной программе, утвержденной приказом

November 19th, 2011

19 ноября 9 000 велосипедистов выйдут на старт ежегодного благотворительного велотура El Tour de Tucson в Тусоне, штат Аризона. Среди участников - Джордж Хаммел.

После прочтения статьи о его пути к этому старту возникла мысль: "Три перелома позвоночника! Да он просто ненормльный!" А Хаммел говорит, что колеса дают ему необыкновенное чувство свободы. И в это легко поверить, посмотрев о нем сюжет .

Любовь Джорджа Хаммела к мотокроссу началась в 1990-м году. В течение долгих лет выступая в разных уголках страны, он выиграл множество национальных чемпионатов. В 1998-м, выступая в своей первой профессиональной гонке в Калифорнии, он допустил ошибку, набрав слишком большую скорость при движении с горы, и на очередном прыжке его выбросило из сиденья. Пролетев 30 метров, он приземлился на ноги. Удар был такой силы, что Джордж переломал все, что можно - позвоночник, обе ноги, обе руки, тазовые кости и череп. Хирурги вставили пластины в позвоночник от Т12 до L2 и Джорджу было объявлено, что он останется парализован до конца жизни и не сможет ходить.

Но не таким был Джордж, чтобы смириться с приговором. Поставив цель не только научиться ходить, но и вновь принимать участие в мотокроссе, он посвящал многие часы занятиям физиотерапией и различными упражнениями и через 5 лет начал передвигаться, опираясь на костыли, а через 7 лет смог ходить самостоятельно с бандажами на нижних частях ног. Мотивируемый сильным желанием вернуться к активному образу жизни, он также начал ездить на велосипеде, а вскоре вновь занялся мотокроссом.

Это был длинный путь реабилитации и даже после перелома 54-х различных косточек в течение своей карьеры гонщика и преодоления грандиозных препятствий, Джордж смог осуществить свою цель и сделать мечту явью. В 2009 году он завоевал золото в Motocross Extremity Games www.extremitygames.com и принял участие в Х-Играх www.xgames.com в дисциплине Super X Adaptive - для адаптивных спортсменов.

Однако жизнь готовила ему еще испытания. В прошлом году на мотокроссе он сломал спину в третий раз - позвонок Т11. "Ремонтом" Джорджа занимался экстраординарный знающий и опытный нейрохирург, который сделал все возможное, чтобы восстановить позвоночник. В этот раз Хаммелу было сказано, что его спина настолько ослаблена, что он не сможет больше заниматься мотокроссом. Однако для Джорджа участие в гонках - как глоток воздуха, для него жить - значит, гоняться, и вот он вновь на колесах, в этот раз на велосипеде.

В субботу спортсмен впервые примет участие в Tour de Tucson. Он думает, что сможет вдохновить других людей, имеющих сходные травмы. Для начала он записался на 42-мильную часть маршрута, а в будущем планирует увеличить дистанцию до максимальной отметки Тусонского Вело Тура в 109 миль.

Работа над трайком начиналась в 2006-м году как инженерный проект выпускника Университета британского города Бат, большого любителя горного велосипеда. В производство трайк был запущен тремя друзьями по университету. Ребята молодые, энергичные, их энтузиазм сквозит со всех страниц интернета, где они появляются, заставляя верить в успех предприятия.

Одним из параллельных проектов компании, находящихся в стадии активного воплощения в жизнь, является организация нового вида спорта - биатлона на колясках. Правила соревнований составлены по аналогии с лыжным биатлоном и включают гонку на трайке по пересеченной местности и стрельбу из спортивной винтовки. В настоящее время ведется совместная работа с Британским Паралимпийским Комитетом и Британской Армией по организации демонстрационных соревнований.

Кстати, известен даже первый пользователь концептуально новой коляски - им стал уникальный по роду спортивных занятий колясочник-черлидер Рик Роджерс. На фейсбуке он создал клуб Обладателей Горных Трайков . Пока, правда, в этом клубе лишь один член - он сам. :) Но ведь живой человек, а не рекламирующий агент. У него можно поинтересоваться, оправдывает ли трайк надежды и потраченные деньги. Возможно, эта заметка выглядит как рекламная агитка, но очень понравилась идея.

Ах, да! Цена вопроса.£ 3995 = € 4660 = $ 6 400US = 195 000 . Три года гарантия.

  • Flag
  • Flag

May 3rd, 2011

Originally posted by luch_svetik at Экстремал в инвалидной коляске.

Среди множества премий в нашей стране есть одна очень престижная и почетная, учрежденная в 1997 году Благотворительным Фондом Владимира Высоцкого, Министерством Культуры РФ и Комитетом по культуре г. Москвы “Своя колея”. За эти годы лауреатами становились Галина Волчек, Алексей Геман, Борис Стругацкий. В 2003 году она была присуждена детскому врачу Леониду Рошалю. Но первым ее обладателем стал Владимир КРУПЕННИКОВ - инвалид I группы, покоривший Эльбрус на коляске.
Собственно говоря, коляской Владимир Крупенников пользуется только для восхождений в горы.


Он до сих пор не рассказывает журналистам о том случае, который круто изменил всю его жизнь. Как только речь заходит о причинах инцидента, он моментально переходит на общие фразы: “стечение обстоятельств”, “несчастный случай при выполнении задания”… В 1989 году Володя, в ту пору военнослужащий сил охраны и обслуживания космических объектов СССР, упал с высоты 12 метров и сломал позвоночник. Он давно уже не был на службе новичком - дембельского приказа осталось ждать всего две недели. Не был и разгильдяем - в таких войсках кого попало не назначали заместителем старшины роты. Да и служба честолюбивому Крупенникову нравилась. Как хотел, попал в серьезные, “интеллектуальные” войска, сразу после учебки получил лычки сержанта и должность командира отделения. Сержант Крупенников мог не только головой работать, но и за себя постоять - как-никак кандидат в мастера спорта по дзюдо, бронзовый призер Кубка СССР… Но - “так получилось”.


ВСТАТЬ НА НОГИ


Выпускника французской спецшколы ждали дома родители, друзья, второй курс престижного химико-технологического института, спортивные школы и секции дзюдо, у-шу, каратэ. Вместо дома он на полгода попал в госпиталь.
За месяц Крупенникову сделали две операции. Тогда он относился к своей травме, как к обычному перелому. Первое время, когда даже врачам не совсем было понятно, каким будет исход болезни, Володю держали на инъекциях промедола. “Две недели я пребывал в состоянии наркотического опьянения. Дикая боль пришла, когда меня привезли в Москву. До сих пор не знаю, что это было - послеоперационная боль в позвоночнике или ломка?” Степень повреждения спинного мозга выяснилась только в столице. Приговор врачей гласил: первая группа инвалидности. Единственная перспектива - пожизненно быть прикованным к кровати и коляске.

Я был в полном отчаянии, - вспоминает Володя. - Не сломаться окончательно мне помогла только поддержка родителей и друзей. Когда немного отлегло, я стал думать, как жить дальше. Раньше я слышал о Валентине Дикуле, восхищался его мужеством и любовью к жизни, но даже в страшном сне не снилось, что я окажусь на месте таких людей, как он. В общем, 4 года ежедневно я занимался по методике Дикуля в его Центре и в результате встал на костыли. На то, чтобы научиться вот так ходить, я потратил гораздо больше сил, чем на то, что сделал к сегодняшнему дню. Но это того стоило - если сейчас я могу дойти из кухни до комнаты за минуту, раньше у меня на это уходило 7-10 минут. Мои лечащие врачи не сразу поверили, что я смог выбраться из коляски. А Дикуль сразу предупредил: “Если будешь пытаться сочетать костыли и коляску, никогда ходить не научишься”.

Чтобы ходить на костылях, ему и сегодня приходится балансировать между двумя опорами на ровной земле, словно канатоходцу. Поэтому когда Крупенников идет по улице, в желающих помочь и поддержать “неустойчивого” молодого человека нет недостатка. “Приходится объяснять, что мне такая помощь не нужна”.

Володя перевелся в специальный институт для инвалидов-опорников на факультет прикладной математики и вычислительной техники, стал учиться на специалиста в области информационных технологий. Перевелся, как сам говорит, потому, что “химик на костылях не очень хорош, может ведь случайно и кислотой облиться. А компьютер - это такая штука, с которой можно работать дома”. Несколько лет он поднимался на четвертый этаж института на костылях. “Дорога от дома до гаража по льду, подъем и спуск по лестницам давались мне тяжелее спорта и экстремальных походов”.

ДОКАЗАТЬ СЕБЕ

Существует международное определение спорта инвалидов, привязанное к положениям спортивной медицины . Она рассматривает инвалидность как любое функциональное нарушение организма, которое не дозволяет заниматься спортом без определенных ограничений. При этом ограничения могут носить не только физический, но и умственный или, шире сказать, духовный характер. С другой стороны, не все функциональные нарушения организма, признаваемые за инвалидность другими разделами медицины, накладывают ограничения на занятия теми или иными видами спорта. Например, при глухоте многими видами спорта можно заниматься без ограничений. Скажем, программа Паралимпийских Игр не включает соревнования для людей с ограничениями по слуху, поскольку им открыт обычный спорт.

Итак, спорт инвалидов - это специфические виды тренировок и соревнований для людей с ограниченными физическими и умственно-духовными возможностями.

Важная задача в организации такого спорта - это адаптация к конкретным функциональным нарушениям: моторики, психики, коммуникативности, определенных органов или анатомических зон.

Вот несколько примеров спортивно-инвалидной классификации:

Ограничения по моторике

К ним относятся:

  • ампутация конечностей или некоторых органов;
  • дисмелия - врожденный порок развития конечностей или их структурных единиц (например, кистей рук или ступней);
  • паралич конечностей;
  • детский церебральный паралич;
  • полиомиелит.

Ограничения по сенсорике

Они признаются при следующих болезнях и расстройствах:

  • нарушения зрения;
  • слепота;
  • глухота (в применении к тем видам спорта, в которых слух спортсменов играет функциональную роль);
  • детский церебральный паралич;
  • паралич конечностей.

Метаболические, кардиопульмонологические ограничения

Здесь прежде всего учитываются:

  • хронический полиартрит;
  • остеопороз;
  • астма;
  • сахарный диабет.

Ментально-психические ограничения

Они могут иметь как прямые, так и косвенные причины. Например:

  • синдром Дауна;
  • отсталость умственного развития;
  • детский церебральный паралич;
  • психические нагрузки при определенных физических заболеваниях (рак груди, астма и мн.др.).

Стартовые классы

Как видим, ограниченные спортивные возможности - это не только недостаток моторики, но и многие другие проявления, которые должны быть учтены при организации тренировок и соревнований. Собственно, и нарушения моторики могут иметь множественные проявления. Это не только последствия ампутации конечностей, но и такие нарушения или расстройства, как:

  • дисплазия (недоразвитие органов, тканей, структур опорно-двигательного аппарата и т.д.);
  • контрактуры;
  • нестабильность суставов;
  • параличи;
  • нарушения координации;
  • мускульная атрофия.

Зон поражений много. И степени поражения могут быть разными. Все это необходимо учитывать при организации соревнований, для того, чтобы придать им справедливую основу. Требуются тщательные медицинские проработки, чтобы распределить спортсменов по стартовым классам. В пределах своих стартовых классов они могут соревноваться на равных. В этом случае победит действительно сильнейший - а не тот, кто менее болен или у кого меньшая степень инвалидности.

Разумеется, при распределении на стартовые классы учитывается не только медицинская оценка состояния спортсмена, но и особенности того или иного вида спорта. Чем сильней нагрузки, чем больше экстремальных проявлений - тем жестче критерии для включения в тот или иной стартовый класс.

Для тех же, кто, при наличии физических или психических ограничений, только-только вступает на дорожку спорта, важны индивидуальные врачебные консультации: каким видом, в каких объемах, при каких условиях можно и нужно заниматься? Правильно подобранная спортивная нагрузка - важный фактор реабилитации, физического и душевного укрепления, возможного выздоровления.

Поделиться