Лыжная мазь — советы по выбору и применению. Как нанести мазь держания на беговые лыжи. Для новичков Для чего нужны мази и парафины

Опубликовано: 13 ноября 2015 года.

Все, кто катался на лыжах, знают, что их надо смазывать. Но не все знают о смазке для лыж и для чего и как она применяется. Вот сейчас и узнаем, чем смазывают лыжи. Рассмотрим смазки для беговых лыж.

Какая бывает смазка для лыж

Смазки для лыж бывают самые разные. Фирм, разрабатывающих и производящих их очень много. Многие фирмы, выпускающие товары для зимнего спорта, выпускают и аксессуары и принадлежности для ухода за лыжами, в том числе и смазки.

Скажем, известная австрийская фирма Atomic, выпускающая не только гоночные лыжи, но и горные и другие спортивные товары, выпускает и несколько линеек лыжных смазок под своим брендом. Но, есть и специализированные компании, которые занимаются разработкой и выпуском только смазки для лыж.

Компанию Swix спортсменам представлять нет необходимости. Продукция этой компании известна очень давно и пользуется популярностью и сейчас. Есть и отечественные производители смазок для лыж. Например Ray, что в переводе означает луч, расположена в Екатеринбурге.

По составу компонентов, содержащихся в них, смазки делятся на:

  1. Минеральные
  2. Синтетические
  3. Комбинированные

По консистенции лыжные смазки делятся на:

  1. Твёрдые
  2. Полутвёрдые
  3. Жидкие
  4. Порошковые
  5. Эмульсии
  6. Спреи и аэрозоли

Твёрдые и полутвёрдые лыжные мази и парафины выпускают в виде брусочков и в баночках. Жидкие мази производят в тюбиках. Спреи, аэрозоли и эмульсии выпускают в специальных флакончиках, как капли для носа.

На всех смазках ля лыж имеется маркировка с указанием температуры применения той или иной мази или парафина. В наборах мазей или парафинов, кроме того часто имеется инструкция по применению этих мазей.

По применению смазки различают на:

  1. Лыжная мазь держания
  2. Мазь для скольжения

К первым относятся все мази. Ко второй группе относят парафины. Поскольку спреи, порошки и прочие эмульсии стоят дорого и применяются в основном спортсменами, то о них мы и не будем говорить. А вот о мазях и парафинах пойдёт речь дальше.

Мазь для лыж

Как уже было сказано выше, все мази относятся к смазкам держания. То есть они держат лыжи во время толчка. Чтобы во время толчка ногой не было проскальзывания назад. Ведь если не толкнёшься, то и не поедешь вперёд. Можно, конечно и толкаясь одними палками ехать…

Мазь появилась раньше парафинов и применялась и применяется для смазки деревянных лыж. Так чем мажут лыжи деревянные? Мази бывают твёрдые, полутвёрдые и жидкие. Жидкие мази выпускают в тюбиках, остальные в виде брусочков и в пластиковых баночках.

Да, это мази держания. Но, иногда ими смазывают всю скользящую поверхность лыж. И лыжники прекрасно катаются. Но, чаще приходится на концы лыж наносить мази для скольжения. При этом под колодку наносят мазь держания. Это касается только деревянных лыж.

Держания или скольжения… Для мазей это понятие условное и зависит от температуры применения. Деревянные лыжи применяют только для классики. Смазка лыж для классического хода осуществляется именно так, как сказано в предыдущем абзаце. При этом под колодку для удержания лыж накладывается более тёплая мазь, чем на концы лыж.

Скажем, на улице 15 градусов мороза. Значит под концы наносим мазь с диапазоном температур, в которой находятся эти 15 градусов. К примеру 10-25 градусов. А под колодку наносим мазь 2-8 или комбинируем её с 5-12.

Вообще у спортсменов есть много мазей на самую разную температуру. И они имеют опыт их использования. А сборные команды вообще имеют в своём составе штатных смазчиков. Эти люди имеют огромный опыт по применению смазок. Но и они готовят несколько вариантов смазки лыж и выбирают из них лучший на данную погоду.

Для обычного любителя достаточно иметь набор лыжных мазей и набор парафинов для пластиковых лыж, если они у него имеются. Ну и ещё нужно иметь скребок, для удаления оставшейся после катания мази. Есть специальные скребки – металлические и пластиковые. А можно приспособить какую-нибудь подручную вещицу.

Ведь скребки нужны для того, чтобы соскребать старую мазь. Важно, чтобы была ровная и твёрдая кромка у этого предмета. В своё время мы использовали для этих целей кусочек пилки по металлу. Впрочем эти вещи сейчас есть и недорого стоят.

Ещё нужно иметь пробку для растирания мази на лыжах. Можно использовать пробку в прямом смысле – тот материал, из которого изготавливают пробки для бутылок с вином. Или твёрдый и мелкопористый пенопласт. Впрочем выдумывать сейчас тоже не нужно. Эти вещи есть в любом спортивном магазине и стоят сами понимаете сколько.

Наносят мазь тонким слоем на скользящую поверхность лыж. После нанесения её растирают пробкой до равномерного распределения по поверхности. Не должно остаться сгустков мази. Поверхность должна быть ровной и отполированной. И если смотреть немного сбоку, то немного даже зеркальной.

Да, смазка наносится на очищенную от старой мази и чистую поверхность лыжи. После нанесения мази лыжи выносятся из помещения на улицу. Им нужно остыть минут двадцать, до температуры окружающего воздуха. После этого лыжами можно пользоваться.

Ещё немного о мазях. Твёрдые мази применяются при температуре воздуха примерно от 2-5 градусов и до жуткого мороза. Полутвёрдые мази имеют диапазон температур уже. Их применяют при температуре воздуха около нуля градусов – плюс – минус 2 или три градуса. Жидкие мази для лыж применяют при плюсовых температурах.

Парафин для лыж

Парафины используют для смазки пластиковых лыж. Лыжная мазь для пластиковых лыж тоже применяется. Ею смазывают колодку, поскольку это мазь держания. А парафины – это смазка скольжения. Её наносят на концы лыж. Впрочем это касается смазки лыж для классического хода.

Для смазки лыж для конькового хода применяют только смазки скольжения, то есть парафины. Поскольку при этом стиле передвижения толкаются боковиной лыжи, её кантом, кромкой. Поэтому здесь мазь удержания не нужна. Смазка для пластиковых лыж с насечкой тоже применяется только на скольжения. Впрочем, если нужно, то можно и добавить под колодку мазь.

  1. Задание 1 из 15

    1 .

    Нарушаются ли Правила в изображенных ситуациях?

    Правильно

    е) буксировать велосипеды;

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    г) во время движения держаться за другое транспортное средство;

    е) буксировать велосипеды;

  2. Задание 2 из 15

    2 .

    Кто из велосипедистов не нарушает правила?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    б) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;

  3. Задание 3 из 15

    3 .

    Кто должен уступить дорогу?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  4. Задание 4 из 15

    4 .

    Какие грузы разрешается перевозить велосипедисту?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    22. Перевозка груза

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.4. Велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.

    22. Перевозка груза

    22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:

    б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;

  5. Задание 5 из 15

    5 .

    Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    д) перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);

  6. Задание 6 из 15

    6 .

    В каком порядке проедут перекресток транспортные средства?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков


    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.12. На перекрестке равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются справа.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

  7. Задание 7 из 15

    7 .

    Движение на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам:

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.6. Велосипедисту запрещается:

    в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);

  8. Задание 8 из 15

    8 .

    Кто имеет преимущество при проезде пересечения с велосипедной дорожкой?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.5. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

  9. Задание 9 из 15

    9 .

    Какая дистанция должна быть между группами велосипедистов, движущихся в колонне?

    Правильно

    6. Требования к велосипедистам

    Неправильно

    6. Требования к велосипедистам

    6.3. Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м.

  10. Задание 10 из 15

    10 .

    Транспортные средства проедут перекресток в следующем порядке

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.13. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении прямо или направо.

  11. Задание 11 из 15

    11 .

    Велосипедист проедет перекрёсток:

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

    16. Проезд перекрестков

    16.6. Поворачивая налево или разворачиваясь при зеленом сигнале основного светофора, водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления, а также транспортным средствам, движущимся во встречном направлении прямо или поворачивающим направо. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители трамваев.

  12. Задание 12 из 15

    12 .

    Мигающие красные сигналы данного светофора:

    Правильно

    8. Регулирование дорожного движения

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:

    а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

    б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправная и не запрещает движения транспортных средств.

    На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

  13. Задание 13 из 15

    13 .

    Водитель какого транспортного средства проедет перекресток вторым?

    Правильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    Неправильно

    16. Проезд перекрестков

    16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения.

    16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

    Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    16 Проезд перекрестков

    Неправильно

    8. Регулирование дорожного движения

    8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:

    Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях), включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;

    е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

    Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции (секциях) вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений.

    Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, движущимся с других направлений на сигнал светофора, разрешающий движение;

    16 Проезд перекрестков

    16.9. Во время движения в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    Во время движения в направлении стрелки зеленого цвета на таблице, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, водитель должен занять крайнюю правую (левую) полосу движения и уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений.

Чтобы улучшить скольжение по снегу и предотвратить откат назад при толчках, используется лыжная мазь. В магазинах можно встретить много разных вариантов, отличающихся не только составом, консистенцией, но и ценой. Однако стоимость не является важным критерием при выборе лучшего варианта. Главное, что следует учитывать - это тип лыж, состояние снежного покрова и температуру воздуха.

Формы выпуска

Лыжные мази и парафины могут быть разной текстуры и формы:

  • твердый брусочек;
  • гель;
  • спрей;
  • жидкость;
  • паста.

Если мазь находится в твердом виде, то перед применением ее следует разогреть. Парафиновые средства подходят для любителей, но для профессиональных целей используются микрокристаллины.

Различные погодные условия требуют использования разной текстуры средств. Если необходимо универсальное средство, то лучше приобрести воск. Если на улице отрицательные температуры, то лучше воспользоваться полутвердыми парафинами. В оттепель жидкая мазь будет лучшим решением.

Слой мази должен быть тоньше, если на улице мороз. Весной лучше не наносить средство на всю поверхность лыж, а ограничиться небольшим участком.

Briko и Briko считаются лучшими образцами для обработки поверхности лыж. Популярным вариантом является лыжная мазь Swix. Как наносить подобные средства, описано далее, и это не занимает много времени. Однако их стоимость не всех устроит. Если необходимо выбрать качественную, но недорогую мазь, можно обратить внимание на отечественного производителя - «Динамо». Большой опыт и наработки в области спортивных товаров вывели компанию на должный уровень.

Нанесение мазей

Различают лыжные мази скольжения и держания. При классической езде необходимо обрабатывать переднюю и заднюю часть лыж средствами скольжения. Для уменьшения отдачи используются лыжные мази держания, которые наносят в центре.

Выбор средств обосновывается стилем и способом катания. Если лыжи приобретаются, чтобы с пользой проводить выходные дни, то затраты будут минимальными. Но при профессиональных заездах обработка потребуется частая.

Минимальная обработка включает в себя следующие действия:

  1. Очистка основания лыж.
  2. Нанесение парафинов.
  3. Полировка.

Как наносить

Чтобы зимние катания приносили удовольствие, важно знать, как пользоваться лыжной мазью. Порой приложенная инструкция требует слишком сложных действий и дополнительного оборудования. Однако опытные лыжники утверждают, что процесс можно упростить.

Для начала необходимо зашкурить колодку. Далее мазь наносится в два захода:

  1. Твердый парафин наносят при помощи горячего утюга.
  2. После остывания следует растереть пробкой.

Важно избегать нанесения толстого слоя. В ином случае после растирания появляются комочки. Также при домашнем использовании может беспокоить запах, однако при проветривании он быстро исчезает. Важно предусмотрительно закрыть полы, чтобы не испачкать парафином покрытие. Лыжная мазь может оставить трудновыводимое жирное пятно.

Средства скольжения

В качестве смазок скольжения большой популярностью пользуются парафины. Однако профессиональные спортсмены используют также дополнительные приспособления: эмульсии и ускорители. Подобные средства расходуются очень быстро, но стоят недешево. Поэтому, если планируются только любительские выезды в парк, то без них можно обойтись. Стоит учесть, что, несмотря на то, что парафин имеет неограниченный срок годности, лучше не брать его впрок. В зависимости от условий может понадобиться другой вариант.

Если на улице сухой воздух и влажность составляет менее 50%, то подойдут классические парафины. При повышенной влажности и оттепели лучше воспользоваться фторированными. При этом выбор средств неограничен. Возможна замена на эмульсию, гель или спрей. Они достаточно легко наносятся. Достаточно их распылить или воспользоваться аппликатором. После этого лыжи просушиваются, прогреваются с помощью фена и полируются. Данный способ занимает мало времени, но мази расходуются быстро.

Лыжные средства держания

Подобные средства выпускаются в жидком и твердом виде. Мазь держания выполняет следующие функции:

  1. Позволяет лыжнику оттолкнуться. При этом под средней частью лыжи образуется повышенное давление, а мазь сцепляется со снегом.
  2. Не тормозит скольжение. При движении давление уменьшается.

Любительская езда не требует сложного нанесения. Лыжная мазь должна соответствовать погодным условиям. В случае бюджетных вариантов следует выбирать температурный диапазон на 3-4 градуса ниже, чем предполагается на улице. Если погода ниже и лыжи тормозят, то поверх следует нанести средство с более низким показателем. Если же покрытие чрезмерно скользит, то требуется мазь, предназначенная для низких температур.

Любитель лыжных прогулок должен запастись 3-4 баночками мази. Температурный диапазон - от +3 до -15. Перед нанесением нового слоя рекомендуется удалить остатки старого. Для этого предусмотрены специальные смывки.

Твердые и жидкие мази

Лыжная мазь, поставляемая в жидком состоянии, именуется клистир. Его наносят по обоим сторонам желобка тонким слоем. Затем необходимо равномерно распределить тонким скребком. Клистир возможно применять при минусовых и плюсовых температурах. Однако следует учесть, что средство пачкает чехол. Поэтому перед походом на улицу лыжи следует завернуть в полиэтиленовый пакет. После катания мазь начинает стекать. Ее необходимо удалить скребком.

При минусовых температурах лучше воспользоваться мазями в твердой форме. Но при их использовании могут появиться следующие неприятности:

  1. Подлип. Происходит прилипание снега, если температура наружного воздуха плюсовая.
  2. Обледенение. На лыжах застывают кристаллики льда. Ситуация возникает, если погодные условия предвещают оттепель.
  3. Чрезмерное торможение. Если состояние снежного покрова разнится на основной лыжне и обычной дороге, то возможно плохое скольжение.

Подготовка пластиковых лыж

Для обработки деревянной поверхности выпускается множество разнообразных средств. Лыжная мазь для пластиковых лыж также выпускается. Но основным средством является парафин. Их роль разнится:

  1. Смазка скольжения - парафин.
  2. Средство держания - лыжная мазь.

Для пластиковых лыж с насечками требуется только мазь скольжения. Однако под колодку можно добавить средство держания. Парафины и мази подбирают в зависимости от температурного диапазона.

Как наносить лыжную мазь на пластиковые лыжи:

  1. Просушить и очистить поверхность.
  2. Парафин растирают энергичными движениями, используя пробку или специальный утюг. Следует проявлять особую осторожность и не спалить лыжу.
  3. Излишки удаляются скребком.
  4. Поверхность растирается губкой.

Мазь держания наносится под колодку, и лыжи выносятся на улицу для застывания. Только после этого их можно эксплуатировать.

Необходимые инструменты

Любой профессиональный лыжник обладает рядом средств для ухода за спортивным инвентарем. Спортсмену-любителю необязательно располагать целым арсеналом, но базовые инструменты иметь желательно. Если лыжи выполнены из пластика, то необходимо прибрести специальный утюг, скребок, парафиновую и нейлоновую щетку.

Если лыжный спорт привлекает и предполагается регулярно выходить на лыжню, то следует приобрести следующие средства:

  1. Пластиковый скребок. Необходим для удаления излишков парафина. Лучше выбрать закругленный. Он лучше вычищает желобки.
  2. Нейлоновая щетка. Необходима при горячем нанесении парафина.
  3. Фиберлен. Используется в качестве материала для финишной шлифовки.
  4. Наждачная бумага. Понадобится для зашкуривания деревянных лыж, чтобы мази лучше держались.
  5. Металлическая щетка. Пригодится только профессионалам для снятия старой структуры. Любителям приобретать необязательно.
  6. Смывка. Используется для удаления старых средств. Рекомендуется к приобретению, даже если лыжи используются редко.
  7. Пробка-растирка. Предназначается для выравнивания мазей. Пробковая используется с парафинами, а пластиковая - с мазями.

Помимо специальных инструментов, лыжникам не обойтись без аксессуаров. Чтобы не пачкать одежду мазями, лучше переносить их в чехле.

Необходимый комплект

В зависимости от уровня подготовки и частоты катания каждый лыжник должен иметь определенный набор мазей. Для прогулок в парке или лесу достаточно собрать минимальный комплект. Понадобятся удерживающие мази, скребок и смывка. Достаточно приобрести 3-4 баночки средства, которые разнятся по температурному режиму.

Для полноценного ухода за лыжами при регулярном использовании понадобится расширенный комплект. При этом можно даже поучаствовать в соревнованиях и использовать лыжи в любую погоду без потери скольжения. Следует приобрести:

  1. 4-5 баночек мазей.
  2. Набор разнообразных парафинов.
  3. Лыжный утюг.
  4. Смывку.
  5. Скребок.
  6. Щетку.

Для профессиональных целей требуется дополнить комплект держащими мазями с фтором, ускорителями, накатками, эмульсиями и спреями.

Заключение

Лыжный спорт - довольно популярное явление. Профессиональные спортсмены имеют в своем штате специально обученных людей, которые готовят лыжи к соревнованиям. Любителям приходится самим ухаживать за спортивным инвентарем. Чтобы лыжи лучше скользили и прогулки доставляли истинное удовольствие, необходимо использовать специальные мази и парафины. Их использование не представляет труда, но существенно повышает проходимость. При выборе стоит учитывать материал изготовления лыж и рекомендуемый температурный диапазон.

Не стоит приобретать средства про запас. Необходимый комплект состоит из 3-4 баночек. Обязательно купить скребок и смывку.

Вы попали на страницу вопросов и ответов по итогам статьи «Как намазать беговые лыжи начинающему»? Так получилось, что после прочтения этой статьи наши читатели стали задавать мне самые разные вопросы не только по смазке, но и по лыжам, лыжным палкам. Я стараюсь ответить на все эти вопросы в рамках моей компетенции. В поисках ответа иногда я звоню лучшим в стране экспертам в своей области, и они помогают мне дать вам правильный ответ. Если у вас после прочтения этой статьи и всех ответов всё равно останутся вопросы, пожалуйста, напишите мне на ящик [email protected] , я обязательно на них отвечу.

главный редактор журнала «Лыжный спорт»,

мастер спорта СССР по лыжным гонкам

А теперь, собственно, само письмо нашего читателя. Письмо это у нашей читательницы получилось довольно большим, но при этом очень интересным. Если кому-то нужен сразу ответ на вопрос, поставленный в заголовке, перейдите в нижнюю часть статьи к абзацу "А второй совет..."

В детстве я была «звезденью» фигурного катания, посему в школу, как все, не ходила, и школьные уроки прошли мимо меня. На втором (или первом) курсе института был однодневный опыт. Привезли на Водный стадион (я училась в Москве), выдали «дрова» с проката, сказали «Марш!», все пошли, а я сломала лыжу через десять метров. Девочки тогда шли трешку. Мне поменяли лыжи, заставили повторить попытку с мальчиками, пришлось топать пятерку. Я, как и Вы, мастер спорта СССР - что нам тогда, «звезденям», стоило протопать на незнакомом предмете? Дошла даже не последняя, зачет поставили. Всё. На этом лыжи и закончились.
Сейчас мне сорок восемь с половиной, есть хобби, которым занимаюсь шестой год, марафон ногами, не на лыжах:-))) Очень нравится, получается, опять есть смешные цели и задачи - ну, в общем, всё почти как в детстве. Даже удалось осуществить то, до чего в детстве не добралась чуть-чуть, удалось получить блестяшку золотого цвета на ленточке и постоять на тумбочке (хоть в команде), послушать родной гимн на ЧМ среди ветеранов на полумарафоне. Не супердостижение, но все же.
Ветеранская марафонская тусовка весьма разнообразна - похоже, в ней присутствуют все виды циклики, я одна белая ворона. Есть знакомые лыжники-любители, которые зимой свои марафоны ездят, летом наши бегают. Вот и начали они меня подзуживать – давай, вставай на лыжи. Я долго сопротивлялась, честное слово! Муж у меня МС СССР по конькам беговым, ногами бегать не любит, мне дико завидует, что я в отличной форме, а он за мной даже километр не удержится. В общем, мы решили выйти погулять на лыжах. Были у нас дома «дрова» из магазина Карусель, по лыжне, кстати, едут прекрасно без всяких мазей и прочего. Но мне, да и ему, по лыжне... ну не наше. Мы же эти... мастера льда:-))) Начали учиться коньком, как коровы - без слез смотреть невозможно. А тут еще мои друзья, все таланты и супер таланты. «Мы коньком, да на любых дровах, да прямо с листа! Что, вы не можете?» Я заводная с пол оборота. Позвонила другу, он сказал, что на мягких лыжах коньком не поедешь. Купила себе коньковые лыжи Карху, называются impulse XC skating и бэушные ботинки Россиньол для конька. Мне всё равно, какого они уровня, я поехала в них сразу, я почувствовала себя, как на льду в своих коньках.
Катались мы с мужем в парке по обычной дорожке с горбом в середине и ухабами, ну уж где есть. А вчера приехали в Пушкин (мы петербуржцы), а там... лыжня настоящая, и для классики, и для конька ратраком прокатанная. Подъемы плоские, народу вообще нет, в общем - рай. Я чуть не умерла от восторга. Но... грянул мороз, лыжи не едут, вот блин!!! Одиннадцать километров упирания в подъемы и еле-еле скатывания с горок. У мужа дрова катили лучше.
Муж завелся. Поехали вечером купили ему такие же лыжи и ботинки к ним. Поменяли себе палки на более длинные и манерные с пробкой на ручках и с застежкой на ладони. Осталось теперь научиться кататься:-))).
Полезла в инет искать мази. Наткнулась на Вашу статью, и вопросы и ответы к ней. Упала под стул! К моим новым лыжам муж купил как раз мини комплект, две мази, клистер, скребок и пробковая губка. Ну как же! Лыжи новые нужно мазать! :-))) Все пять дней, что я каталась на своих любимых, я натирала их мазью держания, причем, "как учили", мазала концы, не трогая под колодкой! Под колодкой было чисто. Удивительно! Почему они ехать не хотели? Вот гады, а?! Я их так тщательно натирала, как там на банке написано - по четыре слоя, растирая каждый губкой. :)
Спасибо Вам огромное за Ваши статьи и ответы. Таких «идиотов», как мы, полная страна.

Татьяна Шалимова

С формальной точки зрения это письмо не требует ответа. Но я, во-первых, удивлен и восхищён тем, что в 48 лет Вы, Татьяна, бегаете беговые марафоны, и даже стали в этом виде спорта чемпионом (пусть и среди ветеранов в своей возрастной группе). Я вот так и не сподобился в своей жизни пробежать беговой марафон и сейчас, наверное, уже и не решусь.

А теперь, как водится, пара советов (ну куда без них:)).

Совет первый: Я вот не далее как вчера катался в Битце и увидел на лыжной трассе просто толпы народу. И очень многие, включая совершенно не подготовленных лыжников, пытаются кататься коньком. Получается, если честно, коряво, люди откровенно мучаются, и всё равно пробуют, спотыкаются, падают, встают и снова пробуют. А зачем? Классика – более функциональна, более эргономична, более приспособлена к самой биомеханике движения человека на лыжах. Я, например, больше люблю классику. Но вы, похоже, уже не на шутку загорелись коньком… Что ж, в добрый путь. Только помните, что освоить конёк неподготовленному любителю будет чуть сложнее, чем классику. Впрочем, если муж – МС СССР по конькам – он вас быстро всему обучит:) .

А второй совет - и не совет даже, а просто констатация факта. И не столько для вас, Татьяна, сколько для тех, кто пойдёт «по вашим стопам», не умея отличить мазь держания от мази скольжения. Отличить их, в общем, очень просто: все мази скольжения (лыжники называют их парафинами), по своей консистенции напоминают свечки. Морозные парафины – очень твёрдые, в них ногтём можно оставить лишь небольшую бороздку. А тёплые парафины – мягкие, в них ноготь способен оставить весьма глубокую борозду. Есть, конечно, и другие мази скольжения – эмульсии, спреи, порошки-ускорители, но мы сейчас говорим о самых простых, бюджетных вариантах.

А мази держания по своей консистенции очень сильно напоминают пластилин. И точно так же, как и мази скольжения, «пластилин» этот сильно меняет свою консистенцию в зависимости от температуры применения: морозные мази держания весьма твёрдые, они напоминают собою просроченный, обезвоженный пластилин. А чем мазь держания теплее, тем она становится мягче, обретая в околонулевых и плюсовых температурных диапазонах весьма неприятную липкость (такой мазью легко перепачкать не только перчатки, но и одежду).

Итак, ещё раз: «свечки», «парафины» - это мази скольжения, а «пластилин» - это мази держания. Не перепутайте! :)

А Вам, Татьяна, спасибо за интересное письмо.

Прежде чем рассказать о том, какие существуют отечественные и импортные мази, дадим несколько советов, как определит состояние снега, от которого зависит выбор мази.

Снег сухой свежевыпавший при температуре ниже 0° может быть рыхлым, порошкообразным. Если; этот снег продолжает лежать и новый не добавляется, то его характеризуют как лежалый, старый, затвердевший на лыжне. При температуре выше 0° снег подтаивает. Мокрый свежевыпавший снег может образовать на лыжне глянец.

Нелегко подобрать мазь на мокрый падающий снег (при температуре 0°, +1°). При ветреной морозной погоде образуется наст ветровой и леденистый. А вот после того как оттепели сменятся заморозками, образуется крупнозернистый снег. Если же погода стоит постоянно морозная, то снег становится старым - сухим; лежалым, затвердевшим. Весной после оттепели образуется гололед, особенно при температуре 0°.

В зависимости от состояния снега и температуры воздуха «маркируются» лыжные мази этикетками различного цвета. Меняется к цвет самой лыжной мази.

Лыжная мазь значительно улучшает скольжение и способствует сохранению скользящей поверхности от износа.

Существуют твердые лыжные мази, полутвердые и жидкие.

Твердые мази применяются при морозной погоде, когда снег сухой и температура воздуха минус 1-2° и ниже.

Полутвердые мази в основном, требуются при такой погоде, когда температура воздуха от -1 до +1°. Особенно хороши они при липком влажном снеге. Их можно комбинировать с другими мазями.

Среди жидких мазей различаются две группы: мази типа «клистер» и типа «скаре». При нанесении этих мазей необходимо пользоваться паяльной лампой или специальным утюжком.

Отечественные мази выпускаются под названием «Висти» и «Темп».

Твердые мази:
«Висти»: красная - для температуры от -1 до -3°, голубая - от -3 до -10°, зеленая - от -10 до -18° и желтая - от -18° и ниже.

«Темп»: оранжевая (В) для температуры от -1 до -7°, красная (Б)-от -4 до -14°, зеленая (А)-от -12 до -28°.

Полутвердые мази:
«Висти»: оранжевая - применяется при свежевыпавшем снеге и температуре от 0 до +1°, фиолетовая - для старого, сухого, лежалого снега при температуре от 0 до - 1°.

«Темп»: коричневая (Г) - для температуры от -1 до +3°.

Жидкие мази:
«Висти»: красная - для мокрого, свежевыпавшего снега; желтая - для мокрого, старого, лежалого снега; черная - для мокрого крупнозернистого снега.

«Темп»: красная (Д) - при оттепели, зеленая (Е) наносится на лыжу для ее грунтовки, после чего сверху накладывается другая мазь.

Существуют импортные лыжные мази: «Рекс» и «Ваухти» финского производства, «Свикс» - норвежского, «Эксэлит» - шведского и «Роде» - итальянского.

Перед нанесением мази скользящую поверхность надо тщательно очистить и снять старую смазку тряпкой, предварительно разогрев лыжу паяльной лампой или над газовой горелкой. Лыжа должна быть сухой и хорошо просмоленной. Лучше всего наносить мазь на лыжу в теплом помещении, а после смазки выставить на улицу для охлаждения на 15-30 мин (в зависимости от температуры воздуха - чем больше мороз, тем меньше времени потребуется для охлаждения лыжи).

Для скольжения небезразлично, какой слой мази нанесен на лыжу. Тонкий слой мази дает хорошее скольжение, а при более толстом лучше сцепление со снегом. При низкой температуре лыжи смазываются твердыми мазями тонким слоем. Если предстоит длительная прогулка, то следует сначала нанести грунт, а потом вынести лыжи на улицу, охладить и снова внести в помещение для того, чтобы намазать твердой мазью.

Поделиться