Воздушный бой. Воздушный бой: почему побеждают израильские асы Сравнение тактики боя современных истребителей

Включает в себя различные фигуры авиационного пилотажа .

Тактика

Некоторые тактические приёмы:

  • заход со стороны cолнца
  • лобовая атака
в ВВС РККА

Был принят на вооружение предложенный А. И. Покрышкиным новый тактический приём - маятниковое патрулирование ; применялась так называемая кубанская этажерка .

Новая тактика хорошо оправдывала себя, особенно в условиях численного превосходства авиации противника .

В Люфтваффе у Союзников

  • «манёвр Тэйта» (впервые применён в битве за Мидуэй)

Современный воздушный бой

Ближний воздушный бой как явление, присутствующее в контексте любого крупного конфликта, существовал по крайней мере до 1992 года, хотя уже после Второй мировой войны развитие скорости самолётов и радиуса действия вооружений делали его устаревшим. В современном воздушном бою применяется оружие дальнего радиуса действия , которое может быть использовано против соперника задолго до того, что понималось раньше под воздушным боем. Самонаводящиеся ракеты могут быть приведены в действие, когда самолёт находится гораздо дальше от цели, чем при использовании пулемёта, и автоматически будет пытаться преследовать цель.

Ближний воздушный бой в настоящее время стал редким явлением, но, тем не менее, все современные истребители до сих пор имеют пушечное вооружение для возможных боевых столкновений. Встроенную пушечную установку имеют все истребители, за исключением F-35 вариантов B и С, у которых пушка вынесена в специальный подвесной контейнер.

Современный ближний воздушный бой называется «воздушным маневрированием» (англ. Air Combat Manoeuvring ), что означает атаку или уклонение от одного или нескольких противников.

Стратегия

Вооружённые силы разных стран, как правило, стараются не оглашать свои стратегии, однако о них можно сделать косвенные выводы, основываясь на характеристиках их боевой техники.

США

При разработке основного истребителя F-22 были приняты следующие решения:

  • Двигатель был разработан специально для сокрытия реактивной струи; при этом пришлось отказаться от изменения вектора тяги во всех плоскостях.
  • Было сокращено число АФАР на крыльях истребителя, для достижения большей скрытности; однако это повлияло на дальность обнаружения цели.
  • Все проекты США по созданию ракет класса «воздух-воздух» дальнего и сверхдальнего радиуса действия были свёрнуты и стали разрабатываться только ракеты способные поместиться во внутренних отсеках истребителей для большей скрытности - это ракеты в основном средней и малой дальности (тем не менее, радиус современных УРВВ США превышает 120 км).

Можно предположить, что стратегия США заключается в незаметном подходе (с отключенной бортовой РЛС, по данным самолета ДРЛО) и уничтожение цели с близкого расстояния, т. к. вероятность уничтожения цели с близкого расстояния выше чем вероятность поражения цели с дальних дистанций. А после уничтожения цели истребитель незаметно покидает место боевых действий.

Россия

Россия, вероятно, напротив стремится обнаружить и уничтожить цели противника с дальнего и при возможности безопасного для истребителей расстояния

  • При проектировании ПАК ФА очень много внимания уделялось авионике причем иногда в ущерб скрытности истребителя, но при этом увеличивалась дальность обнаружения противника.
  • Разработка ракет КС-172 , которые не способны поместиться во внутренних отсеках истребителя, что делает истребитель более заметным. Но в то же время ракеты обладают непревзойденной дальностью (до 400 км), дальность поражения этой ракеты в несколько раз превосходит дальность ракет используемых на F-22 и F-35 .

Все эти стратегии лишь предполагаемые, в них очень много показателей, таких как тренировочные бои, не учитывались и возможны серьезные недочеты.

Тактика

См. также

Источники

  • Советская военная энциклопедия. - М ., 1990. - Т. 1. - С. 459-460.
  • Shaw Robert L. Fighter Combat: Tactics and Maneuvering. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1985. - ISBN 0-87021-059-9
  • цикл передач «Воздушный бой» телеканала Discovery World

Ссылки

  • Телевизионный фильм «Битва за воздух» из цикла «Великая война» (Первый канал , 2010)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Воздушный бой" в других словарях:

    Основная форма действий истребительной авиации. Воздушный бой ведется одиночными летательными аппаратами (одиночный бои) или группами летательных аппаратов (групповой бой) с целью уничтожения противника или отражения его атак. Разновидность… … Морской словарь

    Вооружённое противоборство в воздухе одиночных самолётов (вертолётов) или групп летательных аппаратов (подразделений, частей), сочетающих огонь бортового оружия и манёвр для уничтожения противника или отражения его атак. В. б. один из основных… … Энциклопедия техники

    Воздушный бой - ведётся одиночными ЛА (одиночный бой) или группами (групповой бой) с целью уничтожения противника, отражения его атак. В. б. основная форма действий истребительной авиашш включает: сближение, атаку (одну или несколько), маневрирование между… … Словарь военных терминов

    воздушный бой - воздушный бой — вооружённое противоборство в воздухе одиночных самолётов (вертолётов) или групп летательных аппаратов (подразделений, частей), сочетающих огонь бортового оружия и манёвр для уничтожения противника или отражения его атак. В. б … Энциклопедия «Авиация»

В военной авиации принято удостаивать почетного звания «ас» летчиков, сбивших в воздушных боях пять или более вражеских сверхзвуковых реактивных самолетов. Таких летчиков в израильских военно-воздушных силах больше сорока человек.

Но время не стоит на месте - развитие авионики и ракетного оружия кардинально изменили воздушный бой: теперь речь идет не о воздушной схватке в ближнем бою, сегодня летчик-истребитель готов поражать цели за десятки и сотни километров.

Израильская школа воздушного боя, лучшая в мире, идет в ногу со временем и успешно готовит летчиков-истребителей к воздушным сражениям 21 века

Эмблема 101 Squadron истребительной авиации ВВС Израиля

Александр Шульман

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2017
© 2017 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр ШУЛЬМАН

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы

Этот воздушный бой, в котором израильский летчик-ас Гиора Эвен (Эпштейн) сбил четыре вражеских самолета, вошел в анналы истории боевой авиации. 20 октября 1973 года звено майора Г.Эвена прикрывало с воздуха израильские войска, форсировавшие Суэцкий канал и, несмотря на ожесточенное сопротивление врага, стремительно продвигавшиеся в глубь территории Египта.

В воздушном бою майор Г. Эвен сбил вражеский МиГ, однако у летчиков его звена заканчивалось горючее и он приказал им вернуться на авиабазу. Сам он принял решение продолжить «свободную охоту». Оставшись один, он обнаружил, что его атакуют одиннадцать вражеских МиГов. Несмотря на столь явное численное превосходство врага,
Г.Эвен решает принять бой.


Полковник Гиора Эпштейн (Эвен), 17 сбитых сверхзвуковых реактивных самолетов врага типов МИГ-21, Сухой-7, Сухой-20. Признан самым результативным летчиком-истребителем на Западе

Видео о Гиоре Эпштейне с компьютерной анимацией его воздушных боев

Выполнив воздушный маневр, он расстреливает из пушки зазевавшийся вражеский МиГ и тот взрывается в воздухе. Неожиданно Г.Эвен обнаруживает у себя на хвосте пару МиГов. Они уже ведут огонь с расстояния всего пятьсот метров.

Г. Эвен резко уводит свой самолет, и снаряды проносятся над ним. Однако тут же обнаруживает пару вражеских самолетов всего в сотнях метрах – ему прямо в лоб летят ракеты. Лихим маневром Г.Эвен успевает увернуться и ракеты проходят мимо.

Теперь Г.Эвен сам выбирает свою жертву – он садится на хвост проскочившего мимо него самолета и в упор расстреливает его из пушек.

Очередная пара вражеских МиГа пытается «зажать» самолет Г.Эвена. И Г.Эвен атакует – в момент, когда самолет врага перевернулся на спину, Г.Эвен выпускает короткую очередь по кабине пилота – и вражеский самолет штопором врезается в землю.

Небо вдруг полностью очистилось – ни МиГов, ни струй дыма, ни парашютов, вообще ничего. У Гиры Эвена заканчивается горючее и он решает вернуться на свою авиабазу – четырех сбитых в одном бою вражеских МиГов вполне достаточно.

За день до этого, 19 октября 1973, Гиора Эвен-Эпштейн сбил еще четыре вражеских истребителя. Таким образом, Гиора Эвен-Эпштейн стал единственным летчиком в истории, которому за 46 часов удалось сбить 8 реактивных самолетов противника.

Полковник Гиора Эвен (Эпштейн), выдающийся представитель израильской школы воздушного боя, является самым результативным летчиком-истребителем в мире – на его боевом счету 17 сбитых в воздушных боях реактивных сверхзвуковых самолетов врага типов МИГ-21, Сухой-7, Сухой-20.

ПРичины столь выдающейся результативности такого мастера воздушного боя, каким является полковник Гиора Эвен (Эпштей) специалисты ищут и в том, что он обладал воистину ястребиным зрением - он видел цели на расстоянии в 44 км, что в три раза выше остроты зрения обычного человека, и в том, что свою армейскую карьеру он начинал инструктором парашютно-лесантной подготовки - на его счету более 700 прыжков с парашютом.

Но главным, конечно, является его высочайшее летное мастерство, профессионализм, отвага и чутье летчика-истребителя.

За десятилетия войн и вооруженных конфликтов в израильских частях истребительной авиации накоплен уникальный опыт ведения воздушых боев пртив всего многообразия типов вражеских самолетов, что позволяет говорить о израильской школе летчиков-истребителей со своим своеобразным почерком ведения сражений в воздухе.

Съемки воздушных боев, сделанные с бортов израильских истребителей

Израильская школа воздушного боя признана лучшей в мире – на счету израильских асов 686 сбитых в воздушных боях вражеских самолетов.

Основы этой школы были заложены еще в начале 50-ых годов, когда Менахем Бар, командир первой эскадрильи реактивных истребителей Хель Авир, строго и придирчиво отбирал будущих пилотов своей эскадрильи. Уже тогда он обратил внимание на молодого летчика Яакова Нево, только что закончившего курсы пилотов.

Яаков Нево, никогда не мечтал о карьере летчика. В авиацию он попал случайно, в 1950 году призывная комиссия военкомата совершенно неожиданно для него дала направление на учебу в летной школе. Вместе с другими молодыми пилотами из эскадрильи Менахема Бара он осваивал первые реактивные самолеты «Метеор» и «Супермистер», поступившие на вооружение израильских ВВС.

Яаков Нево тщательно анализировал пилотажные приемы и маневры пилотов в учебных и реальных воздушных боях, обобщал полученный опыт и предлагал новые тактические и пилотажные приемы. Свои теоретические открытия Яаков Нево проверял в воздушных схватках. В ходе Синайской кампании 1956 года Яаков Нево сбил в воздушных боях три МИГа, это стало лучшим подтверждением его теоретических построений.

Лейтенант Яаков Нево

В начале 1957 года Яаков Нево написал 77-страничное наставление «Ведение воздушного боя», в котором изложил свои идеи и практический опыт летчика-истребителя. Этим наставлением заинтересовалось командование Военно-воздушных сил, и вскоре труд Яакова Нево стал настольной книгой для поколений израильских летчиков-истребителей.

Секрет израильских асов приоткрыл полковник Авраам Шалмон – опытнейший боевой летчик, на счету которого 15 сбитых вражеских МиГов (в их числе два русских МиГ-21, сбитых в воздушном бою 30 июля 1970 года; пилот одного из них капитан Николай Юрченко был уничтожен, второй капитан - Георгий Сыркин, спасся на парашюте) :
« В воздушном бою важно выйти на кратчайшую дистанцию к самолету врага и тогда его уничтожение гарантированно. Для этого достаточно в совершенстве владеть приемами высшего пилотажа и обладать железной волей к победе и отвагой. Но главное оружие летчика-истребителя – это его голова, способность схватывать ситуацию и мгновенно принимать верное решение».


Израильские летчики-асы. Бригадный генерал ВВС Амир Нахуми. 15 сбитых самолетов врага

Впрочем, развитие боевой авиации не стоит на месте и сегодня на смену самолетам, оснащенным ракетами и пушками ближнего боя, приходят системы оружия нового поколения.

Майор Элад, возглавляющий подготовку летчиков-истребителей, говорит, что воздушные бои на коротких дистанциях уходят в прошлое. Современные системы оружия позволяют пилотам наносить удары с расстояний в десятки километров, не видя глазами свои цели. Если в прошлом победы в воздушых боях достигались за счет мастерства пилотирования летчиков, то в воздушных боях 21 века решающее значение имеет совершенное владение системами авионики, такими как радары, ракеты, приборы обнаружения и наведения на цели.

Военно-Воздушные силы Израиля (Хель Авир)

Сегодня летчик, наряду с высокой маневренностью, должен в совершенстве владеть электронными системами ведения воздушной войны и мгновенно определять, какой тип своего ракетного вооружения необходимо использовать для поражения выбранной цели.

Майор Элад отмечает: « Современный воздушный бой требует от летчика обрабатывать огромное количество информации, непрерывно поступающей от различных электронных систем самолета и выбирать самые эффективные средства для поражения цели. Даже самый выдающийся летчик ничего не добьется, если он не способен управлять этим информационным потоком»

Самолеты израильской истребительной авиации сегодня оснащены сложнейшим ракетным вооружением, позволящим уничтожать цели за десятки, а то и сотни километров. Можно назвать управляемые радаром ракеты AMRAAM, действующие по принципу “выстрелил – и забыл» - после пуска их ведет радар до поражения выбранной цели. Их дальность увеличивается на больших высотах, где разреженность воздуха заметно уменьшает трение, влияющее на полет ракеты.

На более коротких дистанциях израильские летчики используют тепловые самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух», такие как Python 5, реагирующие на тепло, выделяемое двигателями самолетов противника. Запущенная с борта самолета ракета управляется радаром до того момента, пока она «не почувствует» тепло двигателя самолета-врага. Дальность таких ракет может достигать десятков километров.

Самолеты ВВС Израиля Суфа (F-16I)

Несмотря на то, что уже более тридцати лет не происходило воздушных боев и современные технологии и вооружения полностью изменили традиционные представления о воздушном бое, он по-прежнему остается основой боевой подготовки летчиков-истребителей ВВС Израиля – более половины учебного времени летчики-истребители оттачивают свое мастерство в воздушных схватках самолетов различных типов. В Израиле считают, что только в таких «рукопашных схватках» летчик-истребитель становится настоящим профессионалом воздушной войны.

В израильских ВВС общепринятым является проведение учебных воздушных боев между эскадронами истребительной авиации, летающих на самолетах различных типов.

Учебные схватки ведутся без всяких скидок и победителем становится тот эскадрон, чьи летчики лучше проявят свой воинственный дух и «собьют» самолеты «противника», пытающиеся атаковать наземные цели.

Примером такого тренировочного воздушного боя является традиционная схватка летчиков эскадрона «Рыцари оранжевого хвоста», летающих на самолетах Суфа (F-16I)против летчиков эскадрона «Молотобойцев», летающих на самолетах Raam (F-15I).

Самолеты ВВС Израиля Raam (F-15I).

Сценарий таких учений позволяет отработать основные задачи истребительной авиации, такие как перехват истребителей противника и защита наземных целей. Майор Зив, заместитель командира эскадрона «Рыцари Оранжевого хвоста», считает, что на таких учениях летный и технический состав эскадронов получает замечательный опыт ожесточенной воздушной войны без всяких условий и скидок. «Мы отвечаем ударом на удар»

Летчик эскадрона «Молотобойцев» лейтенант Рон говорит: « Это отличный опыт схватки с равным противником, летающем на самолете другого типа. Каждый самолет имеет свои преимущества и наша цель уравнять их в схватке. Победа достигается вашей творческой способностью сделать нечто неожиданное для противника»

Марш Хель Авир - Военно-Воздушных сил Израиля

Режиссер: Адам Фридман

В телепередаче "Воздушный бой" вы увидите самые прославленные воздушные сражения всех времен прямо из кабины боевой машины. Майор ВВС США Пол Макс Мога будет комментировать для вас воспроизводимые баталии - реконструированные при помощи классических военных самолетов прошлого с борта сопровождающего самолета.

Вы так же увидите анализ неповторимых технических особенностей летательных аппаратов, изучите успешные тактики боя и познакомитесь с пилотами участвовавших в настоящих боевых вылетах. Вас ждет незабываемое путешествие. Воздушные бои представлены только со стороны ВВС США, их противники - нацистская Германия и Япония.

В данном материале объединены оба сезона, некоторые серии только с субтитрами.

Алея МиГов / MiG Alley

Война в Корее. F-86 Sabres против МиГ-15.


Засада в небе / Air Ambush Р-38 против Ме-109.

Операция «Боло». В кадре Robin Olds и JB Stone.


«Летающие Тигры» / Flying Tigers

Летчики-наемники из США в 1941 на стороне Китая против Японии. P-40 Tomahawk против Ki-27 «Nates», Ki-21 «Sallys» и Ki-43 «Oscars». В кадре David Lee «Tex2 Hill и John Richardson «Johnny» Alison.


Ад в небе над Ханоем / Hell Over Hanoi

F-4 Phantoms против МиГ-21(Северный Вьетнам) - Fred «Fredo» Olmsted и Dan Cherry, Steve Ritchie.


Убийцы «Зеро» - F6F Hellcat / The Zero Killer Grumman

F6F Hellcat против Mitsubishi Zero. Robert Duncan, Hamilton «Mac» McWhorter и Alex Vraciu.


Последний Стрелок / The Last Gunfighter Северный Вьетнам.

F-8 Crusader против МиГ-17 и МиГ-21. Paul H. Speer, Phil «Rat» Wood, Paul Gillcrist и Richard Schaffert.


Гибель японского флота / Death of the Japanese Navy

Операция «Тэн-Го». Гибель «Ямато». Nick Fellner, Robert C. Hagen, Robert Clair «Uncle Bob» Hollenbaugh, Richard M. Roby, Jack Yusen и Francis Ferry.


Охота на «Бисмарк» / Hunt for the Bismarck 1940.

Атака бипланов Swordfish на линкор «Бисмарк». Heinrich Kuhnt, Otto Schlenzka, Ted Briggs, H.A.D. Turtle и John «Jock» Moffat.


Неравные шансы / Long Odds Тихий Океан.

SBD Dauntless против A6M Zero (S.W. «Swede» Vejtasa). B-17 Flying Fortress против A6M Zeroes и Ki-46 «Dinah» (J.T. Britton). Северный Вьетнам. F-105 Thunderchief против МиГ-17 (Leo Thorsness).


Ближний Восток / Dogfights of the Middle East

Израильские Mirage III против Египетских Air Force МиГ-17 и МиГ-19 в Шестидневной Войне (Ran Ronen). Угон иракского МиГ-21 (Испытатель Danny Shapira). Израильские F-15 Eagle против сирийских МиГ-21 (Moshe Melnik и Eitan Ben Eliyahu)


Асы пустыни / Desert Aces (5-я серия из 2-го сезона)

Воздушные бои "Бури в пустыне" / Dogfights of Desert Storm

(12-я серия из 2-го сезона + 5 серия в этом варианте видео)


Рождение аса: P-38 «Молния» против «Зеро» / Birth of an Ace: P-38 Lightning vs. Zero

Скорость и маневренность являются наиболее важными функциями истребителя. Японский «Зеро», был самым смертоносным самолетом на Тихом океане в течение первых месяцев Второй мировой войны.


Бой над Гуадалканалом: Zero против F4F «Wildcat» / Dogfight Over Guadalcanal: Zero vs. F4F «Wildcat»

Для флота Соединенных Штатов основным истребителем в начале Второй мировой войны был F4F «Wildcat» («Дикий кот»). Его основным противником был высокоманевренный японский истребитель Zero («Ноль»).

7 августа 1942 года. Два великих пилота, американский лейтенант Джеймс «Пак» Сазерлэнд и японский ас Сабуро Сакаи, на своих потрясающих самолетах схлестнулись в историческом бою, на грани фола, в небе Гуадалканала. В последствии, за свою службу, Сазерлэнд был награжден «Крестом лётных заслуг» и «Пурпурным Сердцем». Сабуро Сакаи за свои подвиги, не получил никаких наград от своего правительства – ни орденов, ни медалей, ни званий!


Защита бомбардировщиков: P-51 «Мустанг» против Мессершмитт Bf-109 / Protecting the Heavies: P-51 Mustang vs. Bf-109

Во время массированных бомбардировок Германии во Второй мировой войне, немецкие пилоты были полны решимости сбивать бомбардировщики союзников, которые уничтожали все крупные города и промышленные центры Рейха. Американские летчики-истребители сопровождения были столь же решимы защитить уязвимые бомбардировщики и их экипажи. 27 мая 1944 года, летчик ВВС США Кларенс «Bud» Андерсон совершая полет на P-51 «Mustang», вступил в схватку против группы Мессершмитт Bf-109, в одном из самых потрясающих воздушных боев войны.


F4F «Дикий кот» против «Зеро» / F4F Wildcat vs. Zero

Познакомьтесь с военно-морским летчиком США времен Второй мировой войны Джоном Течем. Именно он разработал тактику боя, позволяющую американским летчикам вести бои на F4F «Wildcat» с «Зеро» на равных условиях.


Воздушные бои: Первые пилоты / Dogfights: The First Dogfighters

Серия рассказывает о самых первых воздушных боях в истории авиации (6-я серия 2-го сезона).


(Скоро будет...) Рипаблик P-47 «Тандерболт» против Фокке-Вульф FW-190 / P-47 Thunderbolt Vs. Fw-190

Послушайте рассказ летчика Доминика Джентайла о том, как он в начале 1944 года справился с противником в накаленном воздушном бою на низкой высоте.


F4U «Корсар» против «Зеро» / F4U Corsair vs. Japanese Zero

Пилот авиации морской пехоты США майор Грегори «Pappy» Боингтон (Gregory «Pappy» Boyington) (1912-1988). Один из самых известных американских асов ВМВ. Начинал карьеру в Американской добровольческой группе («Летающие тигры») в Китае, затем командовал 214-й истребительной эскадрильей «Черная овца» корпуса морской пехоты, воевал на Соломоновых островах, Гуадалканале, Новой Георгии и Новой Гвинее. 3 января 1944 года был сбит и попал в японский плен. 29 августа 1945 года был освобожден. Награжден Медалью Почёта. Всего на счету этого выдающегося пилота к концу войны было 28 побед. Помимо уже названных наград, он был награжден тремя орденами США. После войны написал книгу об эскадрильи «Летающие Тигры».


"Около пяти лет размышлений, оценки военной и политической обстановки, разработки концепций, расчетов, моделирования и изучения опыта Вьетнама понадобилось для обоснования требований ВВС США к новому самолету-истребителю", - писал американский журнал "Спейс аэронотикс".

При разработке концепций учитывалось, что самолет должен предназначаться для контроля воздушного пространства в боевой зоне (над районом непосредственного соприкосновения войск) и ведения ближнего воздушного боя. Такая постановка вопроса отвергала мнение о продолжении строительства многоцелевых тактических истребителей типа F-4 "Фантом" и готовила смену "чистым" перехватчикам, эталоном которых считался F-104 "Старфайтер", печально прославившийся в Западной Европе своей аварийностью.

Расчеты и моделирование, приведенные в "Джорнэл оф эркрафт", показали, что американские "фантомы" в воздушной войне во Вьетнаме уступали более легким и маневренным вьетнамским истребителям по одному из основных критериев, отражающих способность вести воздушный бой, - критерию выживаемости. Лучшие аэродинамические данные последних, возможность совершать сверхзвуковой бросок при ракетной атаке наряду с мастерством и отвагой защитников вьетнамского неба, отмечали иностранные военные специалисты, способствовали достижению тактического преимущества в обстановке реального противоборства в воздухе.

После изучения опыта, полученного во Вьетнаме, командование ВВС США пришло к выводу, что большие скорости и высоты полета не являются важнейшими показателями совершенства истребителя.

Особое внимание зарубежных специалистов, исследовавших опыт локальных войн, привлекло то обстоятельство, что диапазон высот, в котором велись воздушные бои, не возрос, а уменьшился. Если в Корее истребители в ходе боев "захватывали" стратосферу, то во Вьетнаме потолок их боевого применения не превышал 9000 м. Это объяснялось отчасти характером боевых задач, выполнявшихся ударными силами тактической авиации. Бомбардировщики действовали преимущественно на малых высотах, опасаясь захода в зону поражения зенитных ракетных комплексов. Вслед за ними были увлечены вниз группы прикрытия. Завязка маневренных боев происходила в диапазоне высот 1500-4500 м.



Давалось и другое объяснение этому явлению, основанное на учете особенностей, влиявших на режим полета самолета при энергичном маневрировании. Практикой было установлено, что в условиях изменения контрастности окружающего фона летчик может наблюдать маневрирующую цель на расстоянии не более 3600 м. Таким образом, визуальную связь между противниками обеспечивал радиус разворота, равный примерно 1800м. На высоте более 9000 м установившийся разворот с таким радиусом без потери высоты и скорости был уже невозможен. Использование предельных маневров требовало участков разгона, на которых противник выходил из поля зрения летчика. Бой прекращался.

Диапазон скоростей, в котором велись воздушные бои в локальных войнах, был небольшим. Несмотря на то что противники имели самолеты, способные летать со скоростью, превышающей М=2, наиболее часто бои велись на скоростях, соответствующих числам М от 0,5 до 0,9. Это объяснялось небольшой высотой в начале боя (2500- 4600 м), на которой скорость ограничена прочностью конструкции самолета. Но существовала и другая причина.

Исследования показали, что максимальная угловая скорость установившегося разворота достигается в диапазоне чисел М=0,8±0,1 (для всех типов истребителей). Исключение составляет форсированный разворот с потерей скорости, но число таких разворотов в бою ограничивается вследствие быстрой потери энергии. При числах М>1 выигрыша в маневренности добиться нельзя. Все попытки летчика быстрее развернуться на противника или от него выводили самолет в диапазон околозвуковых скоростей.

Подавляющее большинство воздушных боев были групповыми - их начинали истребители в составе от пары до трех звеньев. Одиночки поднимались только для перехвата бомбардировщиков ночью и беспилотных разведчиков противника - днем.

Наблюдалась общая тенденция к уменьшению скорости и высоты полета в ходе маневренного боя в связи с расходом энергии и невосполнением ее после выполнения некоординированных (форсированных) разворотов (См.: Флюг ревю, 1970, №).

Продолжительность боя, распадавшегося на отдельные очаги после начала энергичного маневрирования, с учетом возможного наращивания усилий составляла 2-6 мин. Окончание боя чаще всего связывалось с поражением противника, нарушением взаимодействия в группе, разрывом контакта с целью и нехваткой топлива.

Дальность и ракурс применения оружия характеризовались малыми величинами, т. е. бои велись на коротких дистанциях, ограниченных визуальными связями между противниками, а поражение цели было возможно только при атаке с задней полусферы.

Примерно две трети общего числа сбитых в боях самолетов было поражено ракетами "воздух-воздух", а одна треть-пушечными снарядами. На Ближнем Востоке, где процент ближних маневренных боев был выше, чем во Вьетнаме, и в каждом бою участвовало больше самолетов, пушки применялись летчиками чаще и эффективнее. Журнал "Интеравиа" писал: "Из каждых 11 ракет типа "Сайдвиндер" выпущенных по противнику, только одна наносила ущерб. Это относилось к начальному этапу боя, когда сохранялись следующие условия: 1) самолет-носитель ракеты занимал положение непосредственно позади цели на дальности 1-2 км; 2) летчик атакуемого самолета не обнаруживал момента пуска УР и не предпринимал энергичного оборонительного маневра" (Интеравиа, 1974, № 12).

Таким образом, сверхзвуковые самолеты, способные летать очень быстро и высоко, применялись в довольно ограниченном диапазоне высот и скоростей (см. рис. 30).

Еще в ходе войны во Вьетнаме в США начали разрабатывать требования к истребителям нового поколения, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе. Позднее были приняты программы создания конкретных образцов таких самолетов.

В результате проведенных работ на вооружение авиации США поступили новые самолеты-F-14 и F-15, у которых была значительно улучшена маневренность в диапазоне скоростей, соответствующих числам М=0,8 ± 0,1, на которых достигаются максимальная скорость разворота и минимальное время набора высоты; увеличена дальность обнаружения воздушного противника бортовыми РЛС и усовершенствованы системы опознавания "свой-чужой"; расширены возможности прицельного оборудования и оружия, которые обеспечивают поражение воздушного противника как на встречных курсах, так и в ближнем маневренном бою; улучшена управляемость на режимах полета, близких к критическим, что предохраняет самолеты от преждевременного срыва в штопор при некоординированных маневрах и увеличивает область воздушного боя по высоте и скорости.

По мнению иностранных специалистов, все это ставит F-14 и F-15 в разряд современных истребителей, а также должно отразиться на способах их боевого применения и внести новые элементы в тактику воздушного боя.

Формула современного воздушного боя. На успех воздушного боя влияют многие факторы. В последнее время за рубежом делаются настойчивые попытки определить важнейшие из них и расставить в порядке значимости. Сначала появилась упрощенная формула "летчик-самолет-оружие-электроника", которая отражала зависимость в общем виде и отдавала предпочтение опыту и уровню подготовки летного состава. Затем была разработана формула способности самолета вести воздушный бой. Она позволяет дать оценку степени влияния отдельных факторов на достижение успеха в бою путем использования достоинств техники и оружия. Каждая величина, взятая в отдельности или в совокупности с другой, связывается с тактикой боя между конкретными самолетами. Так называемая логика боя формируется на основе сравнения характеристик этих самолетов. Формула имеет такой вид:

Для лучшего понимания последующих рассуждений ее можно представить в следующем виде:

В формулу может быть введена и некоторая постоянная величина, которая отражает влияние таких факторов, как метеорологические условия, преимущества за счет обнаружения противника первым, над чьей территорией ведется бой и т. д.

Рассмотрим характеристики более подробно. Фактор оружия. Он в формуле поставлен в четвертой степени, чем подчеркивается его особая важность в современном воздушном бою. Зарубежные специалисты считают, что новое оружие, которым оснащены современные истребители, позволяет им кроме ближнего маневренного боя вести бои на больших и средних дальностях, а это приводит к пересмотру тактических принципов и вносит существенные изменения в способы выполнения истребителями своих боевых задач.

Оружие большой дальности. Изучая характеристики управляемых ракет "Феникс" и системы управления оружием AWG-9 (максимальная дальность обнаружения цели 280 км, начала автоматического ее сопровождения 180-190 км, пуска ракет более 100 км, возможен пуск сразу шести УР), иностранные специалисты пришли к выводу, что при применении оружия подобного типа бой практически превратится в обнаружение цели и пуск ракеты. Он будет состоять из двух этапов: поиска и атаки. Такие этапы, как сближение, ближний маневренный бой и выход из боя, отпадают.

Как показали перовые полигонные испытания, истребитель, оснащенный управляемой ракетой большой дальности, способен поразить противника прежде, чем тот достигнет рубежа применения собственного оружия. Поэтому появляется возможность противостоять противнику, имеющему численное преимущество, за счет пуска нескольких ракет по нескольким целям. Однако, становясь летающей платформой для доставки таких средств поражения, самолет "тяжелеет" и не может успешно вести ближний маневренный бой. Учитывая именно эти соображения, американские специалисты пытаются строить тактику подразделений истребителей F-14.

По свидетельству журнала "Авиасьон магэзин", пуски ракет "Феникс" с самолета F-14 осуществлялись на высотах 120-16000 м при скоростях полета от минимальной до соответствующей числу М==1,6 с перегрузкой 1-6. В одном из них было запущено почти одновременно шесть ракет, четыре из которых поразили целина дальностях, более 80 км, пятая не долетела до точки встречи из-за отказа оборудования, а шестая прошла мимо вследствие энергичного маневра цели.

О бое на больших дальностях пока не говорят, как о чем-то сложившемся и апробированном, но все же перспективность его не вызывает сомнений у иностранных специалистов (См.: Авиарьоц цагэзин, 1975, июль, с. 48).

Оружие средней дальности (типа УР"Спарроу") определяет возможность истребителя вести воздушный бой на средних дистанциях (5-50 км). Этот бой характерен двумя основными особенностями: возможностью поражения противника еще на этапе сближения, который совмещается с атакой, а также исключением необходимости маневра для выхода в заднюю полусферу цели. Оружие обычно применяется по противнику, визуально не наблюдаемому. Летчик ориентируется в обстановке по приборной информации - азимуту, дальности и скорости сближения с целью. Сокращение дистанции до нее на встречном курсе до 15-20 км не оставляет при существующих скоростях сближения времени на подготовку к пуску ракеты, и летчик вынужден перейти к ведению ближнего маневренного боя.

В иностранной печати сообщалось, что во время практических пусков ракет AIM-7F "Спарроу" с истребителя F-15 по телеуправляемым мишеням зафиксированы следующие данные, характеризующие практически допустимые возможности лобовой атаки: дальность обнаружения 50 км, захвата (автоматического сопровождения)- 37 км и пуска ракеты - 22 км.

Анализируя результаты практических пусков и математического моделирования, американские специалисты пришли к выводу, что воздушные бои с применением ракет средней и большой дальности не отличаются широким разнообразием и большим количеством возможных вариантов, а поэтому до известной степени поддаются программированию. Наиболее ответственными этапами для летчика являются здесь обнаружение, опознавание и выбор цели. По взятой на автосопровождение цели оружие может применяться автоматически, если условия пуска находятся в рамках установленных ограничений. Основой для принятия решения летчиком является анализ приборной информации. В бою на средних и больших дальностях маневр по отношению к огню занимает строго подчиненное положение.

Оружие малой дальности (пушки и ракеты типа "Сайдвиндер" последних модификаций). Когда в конце 50-х годов появились сверхзвуковые истребители с ракетным вооружением и господствующее положение.

в тактике занял перехват, пушки с самолетов были сняты. На новых истребителях, предназначенных для завоевания превосходства в воздухе, они вновь заняли свое место и дали возможность летчику вести огонь по маневрирующей цели с малых дистанций. Однако пушки имеют ограниченную дальность стрельбы и низкую вероятность поражения.

После войны во Вьетнаме было создано новое оружие ближнего боя - управляемые ракеты, которые не заменяют пушки, а лишь дополняют их, так как и им тоже присущи недостатки. Одним из них является ограничение по минимальной дальности пуска. В иностранной печати отмечается, что применение ракет AIM-9L "Сайдвиндер" в ближнем маневренном бою на самолетах F-15 и F-16 возможно благодаря снятию ограничений, которые имели предыдущие варианты ракет этого типа. В частности, минимальная дальность стрельбы уменьшена до 300 м (вместо 1000 м), а допустимая перегрузка при пуске увеличена до 6 (вместо 2, 3). Улучшены и другие характеристики ракеты. Американские специалисты считают, что после проведенных усовершенствований средств поражения всеракурсный ближний маневренный бой может стать реальностью. Области применения оружия при ведении ближнего воздушного боя показаны на рис. 31.

Появление ракет малой дальности вызывает необходимость усовершенствования прицельных систем и методов стрельбы по маневрирующим целям. Наибольший интерес в этом плане представляют создание нашлемных прицелов и разработка приемов стрельбы "навскидку".

Нашлемные прицелы, как отмечает иностранная печать, снимают чрезмерную нагрузку с летчика, возникающую при проведении операции прицеливания, и повышают возможность системы "летчик-оружие" в целом. Опыт боевых действий в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке показал, что условия современного воздушного боя, требуют от экипажа самолета быстрых и эффективных действий. При этом устройства связи между стрелком и системой оружия должны обеспечивать полное использование моторных способностей первого и его возможностей по восприятию обстановки.

Одним из перспективных направлений и явилось создание нашлемных прицелов. Принцип их работы заключается в следующем. На шлеме жестко закреплен или козырек с прицельной меткой, или электронно-оптический датчик с перекрестием. Обнаруженная визуально цель удерживается летчиком в перекрестии, а положение шлема отслеживается специальными механическими или электрическими системами, передающими команды наведения на радиолокатор, телевизионную камеру, головку самонаведения ракеты или в вычислитель.

Идеальным процессом прицеливания в маневренном бою, по мнению зарубежных специалистов, считается наведение оружия на цель после простой фиксации ее глазом летчика (направление взгляда на цель) и запуска ракеты по линии визирования. Прицел в этом случае должен выполнять одновременно две функции: определение положения линии визирования и управление оружием.

Метод прицеливания путем определения направления взгляда, на цель (положения линии визирования глаза) привлекает большое внимание зарубежных ученых. Как сообщала иностранная печать, для его реализации изучаются возможности использования вынесенного окзио-метра, который оценивает направление линии визирования по величине угла отражения пучка ИК излучения от роговой оболочки глаза. По свидетельству журнала, "Авиэйщн уик", при использовании такого метода отпадет необходимость установки на самолеты громоздких прицельных устройств. Использование глаза в качестве прицела, по мнению журнала, значительно расширит возможности летчика по ведению огня в ближнем маневренном бою (См.: Авиэйшн уик, 1974, № 13, с. 100).

К новым методам применения оружия относится стрельба "навскидку". Полученный в локальных войнах опыт ведения воздушных боев показал, что при атаке целей скорость поворота линии визирования часто превышала 30°/с, а угол упреждения выходил за пределы оптики прицела и стрельба становилась невозможной. Кроме того, малые ошибки при слежении за целью вызывали относительно большие ошибки в вычислении. А из-за трудности слежения за маневрирующей целью некоторые американские летчики предпочитали применять оптический неподвижный визир.

Метод стрельбы "навскидку" построен на более рациональном, по мнению зарубежных специалистов, разделении обязанностей между летчиком и техникой. Летчик обладает способностью лучше предсказывать движение цели, основываясь на знании логики боя и анализе сложившейся в данный момент ситуации. Поэтому ему вменяется в обязанность определение наиболее вероятного направления движения цели и угла упреждения. Вычислитель выполняет расчеты траектории полета снаряда (ракеты) относительно атакующего самолета. Рассчитанная трасса высвечивается на индикаторе прицела, используя который летчик должен совершить такой маневр, чтобы наложить трассу на цель. Вычисление дальности при наличии дальномера производится автоматически. В принципе ничего нового в маневр атакующего самолета не вносится: летчик, определив "навскидку" угол упреждения, должен развернуть самолет на величину угла и удерживать метку дальности на цели (рис. 32).

Разработка прицельных устройств для стрельбы "навскидку", по анализу зарубежной печати, находится на стадии испытаний.

В целом фактор оружия применительно к способам ведения боя определяет возможность истребителя по поражению воздушной цели (как маневрирующей, так и неманеврирующей) с различных дальностей и разных точек по отношению к ней в пространстве. Обычно, когда выполняется задача прикрытия наземных или морских объектов, для увеличения боевых возможностей самолеты оснащаются ракетами разной дальности. В частности, наряду с УР "Феникс" на самолет F-14 подвешиваются ракеты малой дальности "Сайдвиндер". При прикрытии Ударных сил авиации вариант вооружения представляет co6w четыре УР средней дальности "Спарроу" и четыре УР малой дальности "Сайдвиндер".

Истребитель F-15 при выполнении задач по завоеванию превосходства в воздухе имеет следующие варианты подвески: две УР "Спарроу" и четыре УР "Сайдвиндер"; четыре УР "Спарроу" и две УР "Сайдвиндер"; по четыре УР обоих типов.

Фактор своевременного обнаружения противника. В приведенной выше формуле этот фактор представлен только показателем возможностей аппаратуры предупреждения. То, что он возведен в третью^тепень, говорит о важности получения своевременной информации летчиком об опасности атаки. В зарубежной печати отмечается, что получение оповещения о противнике до момента применения им оружия большой дальности - задача сложная, но без ее решения трудно надеяться на успех в современном воздушном бою.

Фактор маневренности. В это понятие йпециалисты за рубежом объединяют тяговооруженность самолета (PIG), удельную нагрузку на крыло (G/S) и величину, отражающую эффект механизации крыла (М).

Журнал "Орднанс" писал, что в настоящее время большие сверхзвуковые скорости и высоты полета уже не являются самыми важными характеристиками истребителя. После изучения опыта воздушных боев во Вьетнаме на первый план выдвинулись высокая тяговооруженность, малая удельная нагрузка на крыло и соответствующее оружие (См.: Орднанс, 1972, № 314, С. 89).

Высокая тяговооруженность, которая зачастую оценивается величиной избытка тяги, особенно необходима на первом этапе и в конце воздушного боя, когда требуется быстро набрать высоту или скорость для сближения или отрыва от противника.

В тактике боя величина избытка тяги характеризует способность самолета к дальнейшему ускорению на любых участках траектории, включая вертикали. Летчик может контролировать дистанцию до противника. Считается, что более высокая тяговооруженность самолета открывает возможность к наступлению в воздушном бою.

В классической схеме перехвата исходное положение противников в значительной степени зависит от возможностей наземных и бортовых систем обнаружения и опознавания. С момента опознавания цели начинается этап сближения, и в это время важнейшее значение приобретают скороподъемность и разгон самолета, которые зависят от величины избытка тяги. Если избыток больше, чем у противника, самолет быстрее наберет высоту и скорость, требуемые для выполнения атаки. Если превосходства в тяге нет, инициатива теряется и условия боя начинает диктовать противник.

Нагрузка на крыло приобретает важное значение в ближнем воздушном бою. Основной характеристикой маневренности самолета считается скорость установившегося разворота. При оценке этого параметра зарубежные специалисты отмечают следующее: около 85% увеличения угловой скорости разворота достигается благодаря уменьшению нагрузки на крыло и только 15%- путем увеличения тяговооруженности. Если от избытка тяги в большей степени зависит вероятность поражения противника, то от нагрузки на крыло - выживаемость истребителя в бою (рис. 33).

Американские специалисты отмечают, что в стремлении быстрее развернуться на противника (или от него) летчики часто превышают допустимую для координированного маневра перегрузку и уменьшают поступательную скорость. За счет торможения увеличивается угловая скорость разворота, мгновенное значение, которой обратно пропорционально нагрузке на крыло и не зависит от тяговооруженности.

Нагрузка на крыло поставлена в формуле во второй степени. За рубежом считают, что ближний маневренный бой не утратил своих позиций в современных условиях. По этому поводу журнал "Флюг ревю" писал: "В воздушном бою основное значение по-прежнему имеет маневренность, обеспечивающая противодействие при атаке. Поэтому количество установившихся разворотов im можно считать рациональной мерой продолжительности оборонительного боя, который всегда будет носить маневренный характер. Минимально потребное время для ответных действий является функцией преимущества в скорости разворота" (Флюг ревю, 1970, № 7).

Механизация крыла улучшает маневренные качества самолета; она достигается также установкой на нем аэродинамических устройств, автоматически изменяющих нагрузку на крыло и повышающих тем самым способность самолета быстро изменять направление полета.

Улучшение маневренности путем совершенствования механизации крыла можно рассмотреть на примере модификации истребителя F-4 "Фантом". Его последний вариант F-4F в отличие от F-4E, участвовавшего в войне на Ближнем Востоке, не имеет системы управления пограничным слоем и отклоняющихся носков, но вместо них установлены предкрылки. Это дало возможность повысить подъемную силу, уменьшить лобовое сопротивление при больших углах атаки, улучшить устойчивость и управляемость самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета. Новый истребитель более приспособлен для ведения маневренного боя. Время выполнения им установившегося разворота (на высоте 3000 м с максимальной тягой) по сравнению с самолетом F-4E сократилось с 19 до 14,2 с, а радиус разворота уменьшился с 1,18 до 0,89 км. Особое внимание при модернизации са-молета "Фантом" было обращено на улучшение маневренных характеристик на высотах ниже 9000 м и на околозвуковых скоростях. Создатель самолета - фирма "Макдоннелл-Дуглас" считает, что новый вариант самолета будет соответствовать современному уровню авиационной техники до середины 80-х годов.

Путем совершенствования механизации крыла улучшены также маневренные характеристики в околозвуковой области полета самолета F-5E (по сравнению с предыдущими вариантами - F-5A, NF-5).

Формирование логики боя (на основе сравнения характеристик самолетов). Поскольку показатели тяговооруженности и нагрузки на крыло, по мнению иностранных специалистов, являются основными при определении достоинств истребителя, их используют при моделировании боя между конкретными противниками.

В зарубежной прессе отмечается, что истребитель имеющий более широкую зону поражения бортового оружия, должен диктовать тактику боя своему противнику. Шансы на успех понижаются лишь при неумении летчика использовать преимущества своего самолета. Однако опыт прошлых войн показывает, что стороны чаще всего располагали самолетами одного класса: если один истребитель превосходил своего противника по некоторым характеристикам, то уступал по другим. Добиться успеха в. бою можно было только при умении летчика полностью использовать сильные стороны своего самолета и слабые стороны самолета противника.

В настоящее время в программах подготовки американских летчиков-истребителей предусматривается, ведение тренировочных боев с "противником", имеющим несхожие летно-тактические характеристики, например между самолетами F-4 и F-5E, В этом случае действия летчиков подчинены определенной логике: выполнять такие маневры, которые слишком сложны или невыгодны для "противника".

Сравнивая характеристики самолетов, журнал "Техник ревю" писал, что летчик легкого самолета F-5E должен стремиться к быстрейшему переходу к бою на коротких дистанциях и маневрировать на меньших скоростях, чем летчик более тяжелого самолета F-4, чтобы получить выигрыш в позиции. Последний может и не уступать первому в скорости разворота, но радиус разворота у него будет больше. Наилучшей тактикой для Р-5Е является горизонтальное маневрирование без потери скорости и высоты. Если "противник" примет такую тактику, то летчик истребителя F-5E первым займет положение в пространстве, удобное для применения оружия малой дальности. В свою очередь, истребитель F-4 благодаря большей избыточной тяге имеет большую свободу действий в вертикальной плоскости, а при горизонтальном маневре скоростью ему принадлежит приоритет в сближении и отрыве - пилот может навязывать бой самолету F-5E, контролируя дистанцию. Наилучшая тактика для него- серия заходов на "противника" без вступления в ближний бой. При этом основная ставка делается на внезапность и использование лучшей скороподъемности для атаки сзади снизу. После потери внезапности целесообразен только маневр для повторной прямолинейной атаки или перевод боя на малую высоту в область больших перегрузок (См.: Техник ревю, 1969, №3, с. 18).

Специалисты ВВС США при выработке требований к самолету F-15 преследовали задачу обеспечения ему преимущества по всем параметрам, имеющим наибольшее влияние на способность самолета вести воздушный бой: тяговооруженности (1, 2) (нагрузке иа крыло 293 кг/м^) и вооружению для ведения как маневренного боя, так и для перехвата под любым ракурсом.

В иностранной печати был опубликован график зависимости между тремя важнейшими показателями, определяющими совершенство истребителя: тяговооруженности, удельной нагрузки на крыло и стоимости. С небольшими изменениями он воспроизведен на рис. 34. Линии границ, "технические ограничения" и "ограничения по стоимости" (последние определяются критерием "стоимость/эффективность") соответствуют современному состоянию развития науки и техники.

Самолеты периода второй мировой войны и войны в Корее (1950-1953) из-за низкой тяговооруженности и небольшой нагрузки на крыло располагаются в левой нижней части графика. Возможности самолетов США, участвовавших в войне во Вьетнаме, по ведению воздушного боя увеличились (несмотря на то, что они создавались многоцелевыми). Однако усложнилась их конструкция и выросла стоимость. Поэтому они помещены справа в средней части графика.

Современные истребители F-14, F-15 и F-16 (находятся в верхней части графика) по сравнению с другими самолетами имеют большую тяговооруженность и относительно малую нагрузку на крыло. Добиться таких качеств удалось использованием в конструкции планера и двигателя новейших достижений науки и техники. В результате стоимость самолета резко повысилась. В зарубежной печати сообщалось, что на средства, отпускаемые на покупку одного F-15, можно приобрести четыре самолета "Фантом".

"Скорость - слишком дорогое удовольствие,- писал журнал "Эр форс",-за которое нужно расплачиваться маневренностью, долларами, дальностью действия или всем вместе. Прирост стоимости для обеспечения скорости, соответствующей числу М=2,5, составил 20%, а для скорости, соответствующей М=3,0, достиг бы 100%" (Эр форс, 1972, август, с. 53).

По мнению некоторых западных военных экспертов, подобные факты предвещают конец воздушного боя классических форм, который основан на одинаковом значении маневра и огня. Они считают, что и самолет, и летчик уже находятся на грани своих возможностей по ведению маневренного боя. Ближайшее будущее-за электроникой и оружием.

Из анализа графика также можно сделать вывод, что связанные с созданием многоцелевого самолета "Торнадо" финансовые издержки высоки, а его способность вести бой намного уступает "чистым" истребителям.

Энергетический фактор. Как уже было отмечено, к разряду важнейших параметров, влияющих на ход боя, зарубежные специалисты относят избыточную тягу, т. е. отнесенную к полетному весу самолета величину располагаемой тяги за вычетом той ее части, которая расходуется на преодоление лобового сопротивления. В последнее время в иностранной литературе все чаще стал упоминаться параметр удельной избыточной мощности SEP (Specific Excess Power), представляющий собой произведение избыточной тяги на скорость полета. Величина SEP отражает меру способности самолета приобрести дополнительную энергию и позволяет определить, насколько быстро он может изменить высоту и скорость или то и другое вместе. Западные эксперты считают, что правильный расход и способы накопления энергии самолета являются сейчас показателями высокой квалификации летчика-истребителя и его готовности противостоять сильному противнику. Учитывая новизну подхода к оценочным критериям, специалисты США и других стран НАТО ведут работы по созданию методики управления энергией самолета и конструированию приборов - указателей уровня энергии и ее изменения в полете.

Один из таких приборов испытывался на истребителе F-4. На нем отображалось энергетическое состояние самолета, а также предельные значения скорости и высоты для каждого уровня энергии, знание которых поможет летчику правильно управлять самолетом при выходе на необходимую высоту полета или разгоне до большой скорости, позволит маневрировать более свободно или предпринимать своевременные действия для увеличения запаса энергии самолета.

Фактор неуязвимости. Под этим фактором зарубежные специалисты объединяют собственно неуязвимость самолета {N), определяемую степенью его бронирования, эффективностью средств самозащиты, и размеры самолета.

В последние годы в США и других капиталистических странах особое внимание обращается на оснащение самолетов средствами радиоэлектронного подавления, которые работают вместе с аппаратурой предупреждения. По свидетельству журнала "Интеравиа", фирма "Мак-доннелл-Дуглас" произвела расчеты, согласно которым потери новых истребителей F-15 на каждые 1000 боевых вылетов могут составить: без применения средств РЭБ-12,5 самолета, а при задействовании аппаратуры индивидуальной защиты в полном объеме - 5,5 самолета. При том же количестве вылетов потери истребителей F-4 могут достичь 20 и 12,5 единиц соответственно (См.: Интеравиа, 1975, № 2, с. 190).

Исходя из опыта боевых действий, учений и расчетов, американские специалисты ведут работы по созданию автоматизированных систем, которые должны анализировать принимаемые радиолокационные сигналы, определять их характер, азимут, дальность д(3 РЛС (в зону облучения которой попал самолет), степень возникшей угрозы и информировать об этом летчика, а также управлять средствами постановки помех.

Противодействие возникшей угрозе производится путем постановки активных помех на определенной частоте, сброса дипольных отражателей или запуска ложных целей-ловушек. Кроме того, летчик после получения сигнала об угрозе атаки предпринимает защитный маневр. Вид маневра он выбирает в зависимости от обстановки (азимута, дальности, превышения или принижения противника и характера его действий).

При создании новых самолетов широко применяются так называемые пассивные средства защиты, в частности окраска самолетов под цвет неба, облаков или земной поверхности, уменьшение площади эффективной отражающей поверхности за счет нанесения поглощающего или рассеивающего покрытия.

По мнению зарубежных специалистов, успех в ближних воздушных боях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке прямо зависел от дальности визуального обнаружения противника. Поэтому важным качеством истребителя они считают способность к скрытным действиям. Проведенные эксперименты показали, что оставаться как можно дольше необнаруженным может самолет с малыми (насколько это возможно) размерами, не оставляющий за собой дымного следа от работающих двигателей (как F-4) и применяющий пассивные системы обнаружения целей и управления оружием.

Дмитрий Дрозденко

Говорят, что лучшим средством борьбы с танками являются сами танки. Этот постулат справедлив для самолетов и вертолетов. Сейчас вертолет является неотъемлемой частью любой армии, это мощное и универсальное оружие.

Кто, зачем и почему

Современные винтокрылые машины выполняют множество самых разнообразных боевых задач. Сопровождение, высадка и огневая поддержка десанта, перевозка войск, грузов и боевой техники, ведение воздушной разведки, осуществление радиоэлектронной борьбы, патрулирование, эвакуация и наиболее обсуждаемая функция - борьба с танками и другими бронированными и защищенными целями. Вертолет - очень многоплановая машина.
Логично предположить, что противник будет использовать вертолеты и БПЛА для аналогичных целей, и с этими вертолетами и БПЛА необходимо как-то бороться. Конечно, наличие в пехотных частях систем ПЗРК и эшелонированная система ПВО - вещи хорошие, но они совсем не панацея от атак современных вертолетов.
Кстати, первыми о воздушных вертолетных боях задумались американцы, которые на тот момент имели большой и очень разнообразный вертолетный парк и накопили колоссальный боевой опыт по их применению.
Первоначально для борьбы с советскими вертолетами предполагалось использовать штурмовики и истребители. Но тут американских стратегов постигло разочарование - самолет оказался неэффективным против малоскоростной и малозаметной цели, которая движется на предельно малой высоте да еще и на тепловом и радиолокационном фоне местности. А вот сами самолеты, которые по умолчанию летят выше, оказались хорошо видны на фоне неба во всех диапазонах.
К сложности обнаружения вертолета добавляется и сложность уничтожения. Практически любая подстилающая поверхность, рельеф местности скрадывает тепловой след от двигателей, а наличие различных построек и сооружений уменьшает радиолокационную заметность вертолета.
Фактически у самолета для борьбы с вертушками остается пушка и НАР, которыми можно «площадью», на опережение движения накрыть траекторию полета вертолета, правда, для этого надо быть особым искусником в выполнении таких задач, а суперснайперы и просто счастливчики, как мы знаем, - достаточная редкость, хотя такие случаи бывали.
Кроме всего прочего, сам по себе вертолет давно уже не беззащитная мишень - ракета класса «воздух - воздух», как и «товарищ Кольт», сравнивает шансы в воздушном бою. Добавим к этому более высокую маневренность вертолета в пространстве и наличие подвижных пулеметов и пушек. Помните, самолет увидеть несколько проще, нежели вертолет. После проведения множества учебных боев и различных ситуационных моделирований стало понятно, что с вертолетами противника должны бороться вертолеты.

Мысли НАТОвских генералов

В вооруженных силах НАТО утвердилась концепция «вертолет против вертолета». Для ее осуществления первоначально планировалось привлекать вооруженные вертолеты всех типов. Затем предпочтение стали отдавать специально модернизированным для этого машинам. А что? Бюджет-то им позволяет.
В США было решено приспособить для воздушного боя легкие и маневренные разведывательные вертолеты Bell OH-58 Kiowa и Hughes OH-6 Cayuse (финальная версия серии - вертолет Boeing AH-6). Машины получили на свои пилоны самонаводящиеся ракеты FIM-92 Stinger ATAS с тепловой головкой самонаведения.
Модификация ATAS (Air-to-Air Stinger) - это ракета малой дальности класса «воздух-воздух», разработанная General Dynamics в сотрудничестве с компанией McDonnell Douglas Helicopter специально для вооружения лёгких разведывательных вертолётов, самолётов и разведывательно-ударных БПЛА. Также эти вертолеты могут иметь стрелково-пушечное вооружение, которое располагается в специальных контейнерах, т.е. неподвижное.

Нюансы вооружения

Парадоксально, но основной американский ударный вертолет AH-64D Apache Longbow не имеет в составе своего вооружения ракет класса «воздух - воздух» и для воздушного боя будет вынужден использовать ПТРК Hellfire (что очень непросто) и 30-мм пушку на носовой подвижной турели.
А вот вертолеты Корпуса морской пехоты США Bell AH-1J Sea Cobra и AH-1W Super Cobra вооружаются ракетами класса «воздух - воздух». На пилоны «Суперкобры» можно подвесить два стареньких, но хорошо себя зарекомендовавших AIM-9L Sidewinder. Не забыли американцы и «Черный ястреб», UH-60 Black Hawk вооружается ракетами FIM-92 Stinger.
Но все равно, согласно «штатовским» учебникам, приоритет наступательного воздушного боя отдан в руки легких вертолетов, которые, подобно жалящим осам, должны атаковать противника. Более тяжелые вертолеты класса AH-64 или UH-60, согласно пентагоновским регламентам, следуют оборонительной тактике воздушного боя.
У наших вертолетчиков несколько другой подход к воздушному бою. Российские машины в этом плане гораздо более универсальны. Все современные ударные вертолеты (Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52) имеют подвижные пушечные установки, которые по своим параметрам (дальность и точность) превышают параметры американских и европейских орудий.
Кроме пушек, в состав вооружения вертолетов нового поколения Ми-28Н и Ка-52 входят ракеты класса «воздух - воздух» «Игла-В», которые по своим характеристикам примерно одинаковы с основным НАТОвским комплексом FIM-92 Stinger, а в составе противотанкового комплекса «Атака», входит ракета 9М220О, предназначенная для поражения летательных аппаратов. Она снабжена неконтактным взрывателем, способным реагировать на воздушную цель при пролете от нее на расстоянии менее 4 м и осколочной боевой частью.
Российская тактика воздушного вертолетного боя в отличие от американской универсальна и включает в себя как атакующий, так и оборонительный виды. Хотя все мы прекрасно понимаем, что теория теорией, а реальный и скоротечный воздушный бой диктует свои правила.

Самолет против вертолета

Опыт испытаний и учений показал, что действия самолетов против вертолетов оказались недостаточно эффективными. Основными причинами являются сложность поиска, опознавания и атаки малоскоростных целей, совершающих полет непосредственно у земли, а также невозможность таких действий в сложных метеорологических условиях, так как существует существенное отличие по метеорологическому уровню между самолетами и вертолетами, причем не в пользу первых.
Вертолеты летают очень низко, на предельно малых высотах, используя для скрытности подстилающую поверхность, складки местности и различные площадные и промышленные объекты. Например, вертолет может, используя свои маневренные возможности выполнять полет на предельно-малых высотах - окраина площадного объекта, лес, береговая черта,сильно пересеченная местность. Самолету, который априори летит выше, сложно, а точнее практически невозможно осуществить ракетную атаку по такой малозаметной цели. Радиолокационная атака не даст эффекта из-за того, что на земле множество промышленных (площадных) объектов, контрастная подстилающая поверхность которые создадут помехи устойчивому наведению ракеты, и даже если местность пустынная, то при первом же облучении со стороны РЛС противника экипаж сразу понимает, где находится источник, и предпринимает маневры для срыва атаки. Например, вертолет может уменьшить скорость вплоть до зависания и используя подстилающую поверхность спрятаться за складкой местности. Стать недоступным со стороны систем наблюдения и целеуказания самолета противника.
При атаке с помощью ракет с тепловой ГСН вертолет может использовать различные средства обнаружения противника и постановки помех. Например, на новых российских машинах стоит комплекс «Витебск», кстати, лучший в мире в своем классе, или «Липа», которая стоит на стареньких Ми-24, отстрел тепловых ловушек тоже снижает вероятность попадания ракеты. Также «видимость» вертолета в ИК диапазоне снижается за счет применения экранно-выхлопных устройств, которые смешивают горячие выхлопные газы с более холодным воздухом, тем самым снижая общую температуру выхлопа.
Вертолет может довернуться на встречный курс с самолетом, тем самым сократив до минимума время на подготовку и проведение атаки со стороны пилота самолета, просто сорвав этим атаку, а затем, выполнив боевой разворот, осуществить контратаку самолета своими ракетами с тепловой ГСН.
Первая часть такого боя очень вероятна, вторая - проблематична, т.к. пилот самолета, не попав в вертолет, немедленно должен «дать по газам», уходя от атаки. Пилоту вертолета для устойчивого пуска необходимо в течение нескольких секунд удерживать цель в прицеле, а грамотный истребитель такого не позволит.
Получается, что в воздушном бою «самолет против вертолета» со стороны первого в основном будут использоваться пушки, и тут преимущество получает вертолетная подвижная пушечная установка, которая позволит вести огонь под разными ракурсами и наличие ракет класса воздух-воздух. В принципе можно сказать, что самолет малоэффективен в борьбе с вертолетом, конечно, при условии, что обе машины современные.

Воздушная цель

Дальность обнаружения воздушной цели (ВЦ) зависит от целого ряда факторов, таких, как полётная видимость, наличие облачности, положение солнца, яркости окраски и размеров цели, яркости фона подстилающей поверхности или неба, использования соответствующей оптики.
Так, дальность обнаружения малоразмерных БПЛА без использования оптических средств составляет 500 - 2500 м. Легкомоторные самолёты и вертолёты на фоне различной подстилающей поверхности могут быть обнаружены на дальностях 1 – 6 км. При этом, максимальная дальность обнаружения при прочих равных условиях обеспечивается в случае поиска воздушной цели на фоне светлого неба или облачности, что достигается при полётах с принижением относительно ожидаемой высоты полёта цели. В отдельных случаях целесообразно периодически кратковременно набирать высоту полёта 100 – 150 м, чтобы расширить границы просматриваемого пространства.
При самостоятельном поиске цели и при отсутствии информации о ней, наибольшая эффективность обнаружения достигается при ведении поиска на встречнопересекающихся с целью курсах. В этом случае пара вертолётов способна с вероятностью 0,8 обнаружить ВЦ в полосе шириной до 10 км.
Режим сближения с целью в основном характеризуются вероятностью выхода в атаку, под которой следует понимать способность экипажей и подразделений вертолётов выйти в область применения бортового оружия:

  • область возможных пусков (ОВП) при применении ракет;
  • область возможной стрельбы (ОВС) при применении НАР и СПО.

Вертолет против вертолета

Теперь рассмотрим тактику «вертолет против вертолета». Воздушные бои можно разделить по дальности стрельбы, по количеству участников и по характеру боя. По дальности стрельбы в зависимости от установленного на вертолетах оружия, БРЭО и возможностей экипажа по визуальному или техническому обнаружению противника различаются бои на большой, средней дистанции и ближний маневровый бой.
Скоротечность. В НАТО считают, что в случае боевого столкновения вертолетов с вертолетами они, главным образом, будут вести ближние маневренные бои, и экипажи в большинстве случаев будут находиться на зрительной связи. Поэтому их основным оружием должны быть ракеты малой дальности стрельбы и пушки. С этим мнением согласны и наши летчики, хотя есть определенные вопросы, в которых они не согласны с американцами, но об этом чуть позже. Вообще авиационный бой очень скоротечен, а бой на ближней дистанции «сжимает время в точку».
Количество и характер. По количеству участников воздушные бои бывают групповые и одиночные. В процессе групповой бой, как правило, распадается на одиночные схватки. Поэтому основное внимание при обучении летчиков вертолетов воздушному бою уделяется отработке именно одиночных боев. Ну а выбор вида боя - наступательный или оборонительный - зависит от поставленных перед экипажем задач, характера действий противника и других условий. Тут уж как кривая судьбы и опыт пилотов выведут.

Кто первым встал, того и тапки

Идеальным является случай, когда экипажу, первым обнаружившему противника, удается скрытно выйти в заднюю полусферу противника и осуществить пуск ракеты с тепловой ГСН. Здорово, но в реальном бою на идеал лучше не рассчитывать, иначе долго летать не будешь. Если противник замечает атакующего до выхода последнего на рубеж эффективного применения оружия, то выполняется маневр для срыва атаки, и бой становится ближним и маневренным - лицом к лицу. Вертолеты начинают энергично маневрировать, чтобы выйти в безопасную зону и занять выгодное положение для атаки.
Определяющее влияние на вероятность выхода в атаку оказывают направления и способ сближения с целью, выбор дальности начала атаки и скорости атакующего. По мнению российских пилотов целесообразно сближение с противником осуществлять по кривой погони с направлений, близких к встречному и попутному, а также выбирать максимальную дальность пуска ракет и скорость атакующего в целях сокращения времени сближения.
Различие в выходах в атаку с применением ПТУР и УР типа «воздух – воздух» заключается в том, что сближение с целью с применением УР типа «воздух – воздух» целесообразно выполнять и задней полусферы противника или бод большими ракурсами, где обеспечивается большая дальность захвата воздушной цели головкой самонаведения. Низкая вероятность выхода в атаку с передней полусферы объясняется тем, что выход на дальность пуска ракет будет происходить в условиях обнаружения противником атакующих боевых вертолётов.
Это позволяет противнику оказать эффективное противодействие пуском ракеты с максимальной дальности, чем вынудит экипаж атакующего отказаться от атаки. В тоже время вероятность выхода в атаку с применением ПТУР и УР типа «воздух – воздух» на транспортно-десантные вертолёты и легкомоторные самолёты, не имеющие ракетного вооружения, практически равна 1,0.
У атакующего, конечно, есть потенциальное преимущество, но только в самом начале, и его главная задача - не дать противнику перехватить инициативу. Сближение с противником до дальностей эффективного применения экипажами вертолётов стрелково-пушечного вооружения следует считать успешным, если оно осуществляется в области возможной стрельбы (ОВС). Размеры и положение ОВС относительно цели, как известно, зависят от исходного положения и маневренных возможностей атакующего к цели. При этом также следует учитывать возможности цели по обстрелу атакующего. Наиболее благоприятными направлениями, при выходе в атаку с применением СПО по маневрирующим вертолётам противника, являются направления сближения при начальных курсовых углах цели менее 50-60 град. и более 110-120 град.
Подобные ближние маневренные бои вели истребители в Первой и Второй мировых войнах, а также в локальных конфликтах 50–70-х годов, и основным оружием в них были пулеметы и пушки.
Поэтому и у них, и у нас при разработке боевой тактики для вертолетов широко использовался опыт истребителей тех давних лет. У самолетов заимствовали основные, типовые маневры как группового, так и одиночного воздушного боя.

Учиться, учиться и еще раз учиться…

Обучение воздушному бою экипажи вертолетов военной авиации начинают с отработки наступательных и оборонительных боевых маневров сначала одиночно, а затем в составе пары. По мнению специалистов, «пушечный» бой, который наиболее вероятен в схватке, возвращает летчика к тактике истребителей периода Второй мировой войны и обязывает четко знать принципы, сформулированные опытом прошлого. К главным принципам боя можно отнести стремление иметь преимущество по высоте и скорости полета, а также занятие выгодного пространственного положения относительно противника.
Вертолет должен выйти в область возможных атак, находящуюся в задней полусфере и имеющую ограниченные размеры, которые обусловливаются дальностью и ракурсом эффективной стрельбы. Применение ракет с тепловой ГСН накладывает свою специфику на область атак, ведь атакуемый вертолет должен представлять собой контрастную цель, что означает, что атакующая машина должна быть или на одной с ним высоте, или ниже и это должно происходить в течение нескольких (5–6) секунд, чтобы ГСН ракеты могла устойчиво захватить цель. Согласитесь, такое возможно, если экипаж атакуемого вертолета не подозревает, что ему зашли в хвост и наводят ракету.
Согласно нашей тактики, наиболее эффективными являются атаки на догонном курсе, по касательной с ракурса 1/3 справа или слева, на сближающихся параллелях. Еще одним вариант возможен, когда в бою участвует еще одно воздушное судно, которое осуществляет целеуказание и подсвечивает цель. Тогда получается, что ведет цель одна машина, а пуск ракеты осуществляет другая. В этой ситуации ракетная атака может проводиться сверху вниз, но такой способ требует плотного взаимодействия экипажей в бою. Все остальное, как говорят специалисты, - «от лукавого», хотя и имеет право на жизнь.

О, опыт, сын ошибок трудных…

Для завоевания выгодной для атаки позиции вертолеты выполняют самые различные маневры, главной целью которых является выход в заднюю полусферу противника. Вариантов атак достаточно много, но все они сводятся к следующим постулатам: Выйти в заднюю полусферу противника, не дать ему сорвать атаку за счет резкого снижения скорости или разворота с выходом на встречный курс. Для этого применяются самые разнообразные маневры как по горизонтали, так и по вертикали: боевой и форсированный развороты (когда расстояние между противниками минимально), горка и поворот на горке, косая петля и т.д.
Как показывает опыт боев, количество типовых маневров исчисляется парой десятков. Поэтому действия экипажа должны быть качественно отработаны на практике, чтобы в боевой обстановке летчики могли их быстро и четко выполнять, не задумываясь и не сомневаясь. Цель - выработать своеобразный рефлекс на действия противника.

Виражи, горки и прочие прелести воздушного пилотажа

В НАТО для экипажей ударных и транспортных вертолетов наиболее характерным считается оборонительный воздушный бой, для легких - наступательный. Для обороны у них выработаны четкие правила, главное из которых - разворот не «от», а «на» противника, чтобы быстрее вывести последнего из области возможных атак своего вертолета. Так, если противник находится на дальности, превышающей величину двух радиусов разворота, то необходимо выполнять установившийся разворот с постоянной скоростью. Если расстояние до атакующего вертолета минимально, то выполняется форсированный разворот с интенсивным гашением скорости и уменьшением радиуса. Конечно, потеря скорости в воздушном бою - это плохо, но выход из области возможных атак существенно важнее. Наши вертолетчики применяют точно такую же тактику боя, хотя есть и различия в подходах. Прежде всего, у нас нет настолько ярко выраженной специализации вертолетов для воздушного боя, и связано это не только с тем, что у нас отсутствует отдельный класс легких разведывательных вертолетов, но и с самой спецификой атакующих машин.

Раз, два, три

Во-первых, все наши ударные вертолеты Ми-35, Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор» вооружены не только мощными, подвижными пушечными установками, но и ракетами класса «воздух - воздух» с тепловой ГСН, в отличие от основных американских вертолетов AH-64D Apache Longbow . Естественно, в боекомплект входят ПТУР как с радиокомандной системой наведения, так и с лазерной ГСН.
Во-вторых, БРЭО вертолетов полностью соответствует возможностям НАТОвских машин, а это говорит об одинаковых, в принципе, возможностях экипажей по техническому обнаружению вертолетов противника, в том числе и в сложных метеоусловиях. Конечно, тепловые матрицы у американцев более качественные и обладают большим разрешением, но разница не очень существенна, чтобы оказывать решающее значение в бою.
В-третьих, несмотря на большую взлетную массу, наши новейшие вертолеты маневреннее аналогичных американских на средних и малых скоростях. Как пример можно сравнить одноклассников: AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н «Ночной охотник». Российский вертолет на средних и малых скоростях, несмотря на большую массу, легче маневрирует, благодаря большему разносу горизонтальных шарниров втулки несущего винта. Плечо между шарнирами работает, как рычаг, создавая более сильный управляющий момент по отношению к общей массе машины.
С Ка-52 «Аллигатор» и вовсе сравнивать бессмысленно - наш вертолет построен по соосной схеме, что дает ему особые аэродинамические качества по маневрированию. Из-за отсутствия рулевого винта повышается общая энерговооруженность вертолета и увеличивается запас путевого управления. Благодаря этому машина может выполнять полет на недоступных для одновинтовых вертолетов режимах: боком (боковое скольжение) до скорости 120 км/ч и хвостом вперед до скорости до 150 км/ч. Это дает вертолету особые возможности по сопровождению и атаке цели.
Конечно, российские тяжелые боевые вертолеты не сравнятся с маневренностью маленьких и легких небронированных «Кайов», «Кайусов» и «Боингов», но «надавать по шее» могут легко. На стороне российских вертолетов мощные и дальнобойные поворотные пушки и серьезная броня, продвинутое БРЭО и превосходная электронно-оптическая защита, ну и, конечно, ракеты для воздушного боя.

Дела минувших лет

Все, что мы обсуждали до этого момента, по большей части теория, конечно, основанная на боевом опыте. Но ведь вертолеты уже воевали до этого и между собой, и даже с самолетами. Какие были результаты?
Настоящим «вертолётным ристалищем» стал ирано-иракский военный конфликт. Со стороны Ирака в боевых действиях участвовали советские Ми-24, Ми-8 и французская «Газель», а иранская сторона была представлена линейкой вертолетов производства американской компании Bell Helicopter: ударный АН-1J Sea Cobra, наследники знаменитого «ирокеза» AB-214 и AB-412. В процессе боев применялись все виды вооружения от пушек до ПТУРов и противовоздушных ракет, причем в основном ракеты. Итог боев примерно равный.
К слову о защите. В феврале 1986 г. иракский Ми-24Д «в хлам» расстрелял из ЯкБ 12,7 новенькую иранскую Sea Cobra. Ответная очередь из трёхствольной 20-мм пушки оставила только вмятины на броне Ми-24Д.
В том же 1986 г. советский Ми-24В при проведении спецоперации по спасению захваченных душманами советских военнослужащих ракетой «Стрела» уничтожил пакистанскую AH-1W Super Cobra.
1992 г., территория бывшего СССР. В небе Абхазии сразились три практически одинаковых вертолёта. Вертолёт Ми-24ВП российского миротворческого контингента ответил на атаку пары грузинских Ми-24В и сбил один из них противовоздушной ракетой 9М220О комплекса «Атака».
В 1999 г. старенький югославский Ми-24В ракетой 9М114М2 комплекса «Штурм» сбил новейший американский ударный вертолет АН-64D Apache Longbow и транспортный UH-60 Black Hawk. Как ни странно, американцев подвел именно локатор системы Longbow, по пассивному пеленгу на который скрытно вышел югославский пилот. Простейшая система предупреждения об облучении СПО-17 скрытно вывела югославский экипаж на дистанцию стрельбы. Когда пилот Apache увидел на своем радаре Ми-24, было уже поздно, ракета была в пути.
Таких историй много, и большинство из них говорит, что обычно удача на стороне того, кто первым обнаружил цель, что управляемые ракеты применяются чаще, чем стрелково-пушечное вооружение, и что опыт и хладнокровие пилота - главное оружие в бою.

Подписка на журнал

Поделиться