Фундаментальные исследования. Факторы риска для здоровья в спорте высших достижений Группа факторов – Здравоохранение

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

3.1. ФАКТОРЫ РИСКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ, И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

Преобладание процессов ассимиляции в растущем организме обусловливает и высокую активность его адаптационных процессов к физическим нагрузкам, следствием чего является быстрый рост работоспособности у тренирующихся детей. В некоторых видах спорта дети могут достигать результатов взрослых спортсменов, хотя генетически запрограммированная работоспособность у юного спортсмена меньше, чем у взрослого.

Дети достигают высоких результатов в видах спорта с преимущественной значимостью нейродинамичес-

кого компонента (фигурное катание, гимнастика, прыжки в воду, плавание).

Важным является вопрос и о критических (сенситивных) периодах развития как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды, в том числе высоких физических нагрузок.

Для сенситивных периодов характерны относительная уравновешенность нервных процессов, хорошая переносимость нагрузок, рост достижений. Большие нагрузки, выполняемые спортсменами в сенситивном периоде, задерживают его естественную смену очередным периодом роста и тем самым затормаживают формирование организма.

Рост спортивной работоспособности детей наиболее выражен в сенситивные (чувствительные) периоды жизни, характеризующиеся высокой адаптационной реактивностью к нагрузкам. В периоды же активизации перестроек и формирования организма нагрузки переносятся хуже. Такие периоды очень часто совпадают с половым созреванием.

В.А. Геселевич делит факторы риска в спорте на генетические, экологические, профессионально-спортивные и бытовые.

Ф.А. Иорданская выделяет следующие факторы риска:

специфические (обусловленные особенностями двигательной деятельности, локомоций и тренировки), универсальные (не зависящие от вида спорта) и экологические.

Тщательно проанализировав заболевания у спортсменов, время их возникновения, связь с занятиями спортом и их продолжительностью, особенности тренировки, работоспособность, условия и образ жизни, всевыявленные у спортсменов заболевания можно разделить на 3 группы:

1) не имеющие причинной связи с соревнованиями и тренировкой;

2) имеющие причинную связь с соревновательными и тренировочными нагрузками;

3) промежуточная группа, где спорт мог сыграть провоцирующую роль при наличии определенных (часто скрыто текущих) заболеваний и врожденных дефектов.

Анализ 2-й и 3-й групп показал, что в их основе всегда наблюдаются несоответствие используемых нагрузок возможностям организма (переутомление, перенапряжение, перетренированность, сопровож-

дающиеся снижением иммунитета и сопротивляемости, что может обусловить болезненные изменения и травмы), специфические факторы при занятиях определенными видами спорта.

На этой основе мы предлагаем сгруппировать и конкретизировать основные причины и факторы риска следующим образом.

1. Недочеты системы отбора и допуска к спортивным тренировкам:

Допуск к тренировкам в составе команд высокой квалификации лиц с нарушениями в состоянии здоровья. Особенно опасны очаги хронической инфекции (главным образом, в полости рта, носоглотки, придаточных полостях носа, печени и желчевыводящих путей, гинекологической сфере), а также перенесенный ревматизм, воспалительные заболевания сердца, печени и почек, врожденные дефекты и пороки сердца;

Неучет наследственности, семейных заболеваний, ранних смертей в семье;

Тренировки и соревнования в болезненном состоянии (острые заболевания или обострения хронических) или при недостаточном восстановлении после них, что сопровождается аллергизацией организма, снижением иммунитета, чрезмерным напряжением функций при нагрузках, склонностью к рецидивам, осложнениям, перенапряжению, падению работоспособности;

Несоответствие морфофункциональных особенностей избранному виду спорта, что увеличивает для организма «цену» нагрузки и спортивного результата, обусловливая чрезмерное напряжение адаптационных механизмов;

Несоответствие возрастов.

2. Нарушения режима и методики тренировки:

Нерегулярная, неритмичная тренировка;

Форсированная тренировка (это особенно опасно для юных спортсменов, не достигших еще должного уровня развития адаптационных механизмов; в периоде полового созревания);

Монотонная, узкоспециализированная тренировка, без переключения, варьирования условий и средств подготовки (особенно на ранних этапах спортивной специализации, а для квалифицированных спортсменов - после достижения спортивной формы);

Неправильное сочетание нагрузок и отдыха, отсутствие условий и средств восстановления;

Длительная тренировка на фоне недовосстановления утраченной адаптации;

Частые напряженные соревнования и участие в них без необходимой подготовки и на фоне недовосстановления;

Отсутствие учета возраста, пола, индивидуальных физических и психологических особенностей спортсмена;

Психологическая несовместимость с тренером и участниками;

Отсутствие психологической разгрузки;

Неправильное использование фармакологических и других сильнодействующих средств восстановления и повышения спортивной работоспособности;

Употребление допингов;

Частая и массированная сгонка веса;

Недостаточная предварительная адаптация к тренировке и соревнованиям в непривычных условиях среды;

Включение в программу соревнований новых видов спорта без достаточного предварительного изучения их влияния на организм (особенно для женщин).

3. Нарушение требований гигиены и здорового образа жизни:

Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, обуви и одежды тренирующихся;

Неблагоприятные погодные условия и экологическая обстановка;

Несбалансированное, несвоевременное, не соответствующее требованиям вида спорта и этапа подготовки питание, низкое качество продуктов и приготовления пищи;

Отсутствие витаминизации;

Употребление алкоголя, никотина, наркотических средств;

Недочеты в организации занятий и дисциплины;

Неблагоприятные бытовые условия;

Неправильное сочетание тренировки с учебой или работой;

Частые стрессовые ситуации в спорте, на работе (учебе), в быту и семье;

Отсутствие общей и санитарной культуры.

4. Недочеты врачебного и педагогического контроля, лечебно-профилактической работы:

Нерегулярная и некачественная диспансеризация;

Отсутствие регулярных врачебных и врачебно-педагогических наблюдений;

Недостаточная эффективность методов контроля, их несоответствие виду спорта;

Неумение спортсмена вести самоконтроль, недостаточность медико-биологических знаний, неумение оценить свое состояние и его изменение под влиянием различных факторов;

Несвоевременное и некачественное лечение травм и заболеваний в процессе занятий спортом;

Отсутствие закаливания и средств повышения специфической и неспецифической устойчивости организма;

Недостаточное и неправильное (без учета медицинских показателей) санаторно-курортное лечение или его отсутствие;

Отсутствие обоснованной системы профилактики;

Плохой контакт в работе врача и тренера: отсутствие должных медико-биологических знаний у тренера, его неумение использовать данные врачебного контроля, недостаточное участие врача в планировании и коррекции тренировочного процесса.

5. Специфические факторы отдельных видов спорта:

Недостаточный учет особенностей их воздействия на организм;

Отсутствие специальной профилактики и защитных приспособлений;

Недостаточное оздоровление специальной среды (воды в бассейне, состояния трасс и пр.);

Повторные нокауты и нокдауны - падения с нарушением правил допуска после черепно-мозговой травмы.

В связи с изложенным выше материалом можно предложить следующуюпоследовательность действий приорганизациитренировочного процесса:

Составление программ тренировок с планированием реабилитации и лечения (с учетом избранного вида спорта);

Исследование состояния здоровья спортсменов в динамике тренировочного процесса;

Коррекция программ тренировок, реабилитации и лечения с учетом выявленных изменений.

3.2. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Оценка состояния здоровья детей и подростков, занимающихся спортом, показала, что практически здоровыми признаны 33,6% от

числа всех юных спортсменов, а хроническую патологию в компенсированной форме имеют 8,9% юношей и 8,8% девушек.

Любое нарушение в здоровье хотя и может у тренированного человека в течение длительного времени компенсироваться (в частности, дублирующими механизмами), в конечном счете проявляется различными болезнями. Неизбежное на этом фоне чрезмерное напряжение функций и резкие сдвиги гомеостазиса при физических нагрузках, снижение резерва симпато-адреналовой системы и метаболизма ведут к снижению иммунитета, физическому перенапряжению, снижению работоспособности, а иногда и к несчастным случаям, число которых в мировом спорте в последнее время растет. Неслучайно у спортсменов с отклонениями в здоровье чаще встречаются острые заболевания, они реже достигают высокой работоспособности, чаще других преждевременно выбывают из состава сборных команд и даже из большого спорта вообще.

Частота и структура заболеваемости спортсменов зависят от пола, возраста, уровня квалификации, спортивной специализации, наследственности, образа и условий жизни и ряда других причин, что широко освещено в литературе.

На суммарном материале олимпийских видов спорта первое место по частоте распространения принадлежит заболеваниям полости рта и опорно-двигательного аппарата.

Далее следуют заболевания ЛОР-органов (особенно хронический тонзиллит) и верхних дыхательных путей. Третье место занимают болезни периферической и вегетативной нервной системы, органов кровообращения (главным образом гипертонические состояния и дистрофия миокарда), желчевыводящих путей и желудочно-кишечного тракта, органов зрения и кожи.

В последние годы на одно из первых мест вышли заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, что объясняется, видимо, нерациональным питанием и неблагоприятной экологической обстановкой.

Увеличилась и гинекологическая патология у девушек. Чаще болеют юные спортсменки и спортсменки старшего возраста, т.е. при еще недостаточном или уже снижающемся уровне адаптации.

Поскольку физическая тренировка представляет собой пример адаптации, при ее организации необходимо учитывать возрастные особенности детей и генерализацию адаптационных реакций.

Как и любая другая адаптация, физическая тренировка вызывает мощнейшие нейрогуморальные сдвиги в организме, о чем не должны забывать прежде всего врачи и тренеры.

В большинстве случаев заболевания у тренированных спортсменов характеризуются стертым течением, нередко при сохранении высокой работоспособности. Однако они особенно опасны в условиях нервных и физических напряжений, при частой смене климатических и временных условий спорта, ибо компенсация, вполне достаточная для жизнедеятельности в обычных, типовых условиях, может нарушиться при предъявлении организму повышенных, а порой и предельных требований.

Заболевания у юных спортсменов 10-17 лет, связанные с простудными инфекциями (острые респираторные заболевания, ангины, бронхиты и др.), наблюдаются чаще, чем у детей и подростков такого же пола и возраста, не занимающихся спортом.

Общее число первичных обращений у юных спортсменов составляет 1407,5 на 1000, что превышает соответствующие данные среди детей, не занимающихся спортом в 3,7 раза (381 обращений на 1000).

Анализ заболеваемости в зависимости от пола показывает, что ее уровень наиболее высок среди девушек - 587,6%о, у юношей - 525,1% соответственно. Более высокая обращаемость девушек к врачу отмечается во всех возрастных группах, а пик заболеваемости регистрируется в 13-летнем возрасте.

В структуре заболеваемости юных спортсменов ведущими классами (в соответствии с ранговыми местами) являются: болезни органов дыхания (74%), инфекционные болезни (7,1%), травмы и отравления (6,9%), болезни органов пищеварения (3,5%), болезни кожи (2,7%), болезни уха (2,5%). Перечисленные 6 классов болезней фактически исчерпывают заболеваемость юных спортсменов 11-17 лет и составляют в сумме 96,8%.

В различных возрастных группах структура заболеваемости имеет свои особенности. Удельный вес болезней органов дыхания остается на одинаково высоком уровне во всех возрастных группах. Уровень инфекционных болезней в 11-14 лет в 1,6 раза выше, чем в 15-17 лет (соответственно 45,9% и 28,9%). Кроме того, количество зарегистрированных болезней кожи в 2,1 раза и болезней уха в 1,9 раза больше у спортсменов 11-14 лет, чем 15-17-летних. Характерной особенностью структуры заболеваемости юных спортсменов является то, что третье место занимает класс травм и отравлений, доля которых с возрастом увеличивается.

В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных проблемам здоровья как действующих спортсменов

Кроме того, особое беспокойство вызывает тот факт, что нередки случаи, когда спортсмены сборных команд России по два-три года не проходят углубленного медицинского обследования, а спортсменки - обследования у гинеколога. К сожалению, высок и уровень спортивного травматизма. Более 500 участников соревнований разных уровней получили тяжелые травмы, потребовавшие госпитализации. В том числе отмечено три случая смерти у спортсменов. Тяжелые травмы, связанные с переломами костей нижних конечностей, отмечены почти у 13 тысяч участников. Внутричерепную травму получили более 4 тысяч спортсменов и физкультурников. К сожалению, подавляющее большинство из них - дети и подростки. Хотя реальное число спортивных травм гораздо выше официальной статистики (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Спортивный травматизм в России (по данным 2003 г.)

Представленные цифры спортивного травматизма чрезвычайно велики, особенно в детском и подростковом возрасте. На это следует обратить особое внимание при организации и проведении тренировок и соревнований.

По нашим данным, уже на этапе распределения детей по медицинским группам для занятий физической культурой и спортом выявлены погрешности: у каждого пятого ребенка группа по физической культуре определена неверно (без учета уровня физического развития и физической подготовленности), что с раннего возраста ведет к неправильному дозированию физических нагрузок и способствует увеличению вероятности развития пограничных и патологических состояний (Виноградова Л.В., 2004).

Введение в детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - 2009. - 176 с. - (Серия Библиотека врача-специалиста).

Что анализируется при молекулярно-генетическом исследовании?

Геном человека состоит из 3 миллиардов нуклеотидов (букв). В результате международного проекта «Геном человека» были расшифрованы все последовательности человека и обнаружено около 22 тысяч генов. В настоящее время известна функция примерно 20 тысяч генов. Но как сильно отличается генетическая информация разных людей?

Как эти различия проявляются у человека?

определяет его внешность, пол, наследственные заболевания (такие как муковисцидоз, гемофилия, фенилкетонурия и другие).

Набор генов конкретного человека предрасполагает (при воздействии соответствующих внешних факторов, таких как воспитание, питание, вредные привычки, образ жизни) к определенным чертам характера, способностям в различных сферах деятельности, к различным заболеваниям, к успехам в спорте, вредным привычкам и т.д.

Таким образом, анализируя вариации генов, функции которых известны, можно определить склонность человека к занятиям спортом, предрасположенность к различным заболеваниям. Так же можно определить вид спорта, в котором больше вероятность достичь успеха, рекомендовать диету, скорректировать тренировочной процесс, предупредить некоторые заболевания.

В настоящее время известно около 150 генов, которые в той или иной степени связаны со спортивной деятельностью. Замена всего лишь одной буквы в последовательности гена (это называется SNP-single nucleotide polymorphism) может влиять на выносливость, мышечную силу, быстроту реакции спортсмена, а так же повышать риск различных заболеваний, например, сердечно сосудистых, аллергий и множества других. На исследование таких SNP и направлен молекулярно .

Как проходит анализ?

Этап 1: Предварительная беседа с врачом генетиком. Вначале врач генетик собирает анкетные данные пациента, результаты лабораторного и функционального исследований, опрашивает на предмет перенесенных и имеющихся заболеваний, по результатам беседы и анкетирования определяет необходимый спектр генов для анализа.

Этап 2: Забор крови или слюны. Обычно для анализа берут кровь из вены. В некоторых могут взять буккальный эпителий (соскоб с внутренней стороны щеки) или слюну. Какой материал был взят для исследования значения не имеет, так как генетическая информация идентична в каждой клетке нашего организма.

Этап 3: Анализ ДНК на различные SNP. Из полученного материала выделяют ДНК. Далее выделенную ДНК исследуют на наличие различных SNP методом полимеразной цепной реакции. В основе этого метода лежит многократное увеличение копий исследуемого участка ДНК с последующим применением различных методик для визуализации варианта SNP.

Этап 4: Интерпретация результата. Суммируя данные анкеты, результаты генетического, лабораторного и функционального исследований, врач генетик составляет спортсмена, который содержит информацию об обнаруженных SNP и развернутый ответ о склонностях спортсмена к различным видам спорта, рисках некоторых заболеваний, рекомендации по диете и приему фармакологических препаратов.

Этап 5: Заключительная беседа с врачом генетиком. в ходе беседы поясняет результаты молекулярно генетического исследования и дает соответствующие рекомендации.

Существуют гены, улучшающие результаты аэробных упражнений и влияющие на мышечную силу, во время тренировок, на размер и форму вашего тела. Чтобы понять, как именно гены влияют на ваши спортивные достижения, обратимся к профессору Мэрилендского университета Стивену Роту (Stephen Roth).

Когда важны гены

На что гены влияют больше - на физическую или психологическую выносливость? Стивен Рот считает, что ДНК важна для обоих процессов. Кроме того, стоит поставить вопрос по-другому: велико ли различие между вами и другими людьми и зависит ли оно от генов? Идея, которая лежит в основе этого, называется наследственностью.

HealthGauge/Flickr.com

Оценка наследственности всегда немного груба, потому что основывается на результатах исследования конкретной группы населения. Если в сферу интересов учёных входят только люди, которые ведут сидячий образ жизни и занимаются кардиоупражнениями, то разница в результатах зависит в основном от ДНК. Если же включить в фокус-группу профессиональных атлетов, то гены играют меньшую роль - всего лишь 50%.

Вот почему вам не нужно расстраиваться, если обнаружите «плохие» гены в своём роду. Некоторые характеристики тела действительно передаются из поколения в поколение, но даже это можно изменить.

Например, ожирение передаётся в 70% случаев, то есть гены в этом вопросе играют большую роль. Но все мы знаем, что правильная и активные тренировки сделают своё благородное дело.

Вот некоторые данные о наследовании спортивных способностей. Чем выше процентное значение, тем больше вы можете обвинять гены в собственных неудачах.

  • Аэробные упражнения - 40–50%.
  • Силовые упражнения - 50–60%.
  • Выносливость - 45%.
  • Высокий рост - 80%.
  • Способности к спорту как таковому - 66%.

Способности к тренировкам тоже важны и тоже обуславливаются генами. К примеру, если вы и ваш приятель решили следовать одной , вероятно, что один из вас будет сильнее другого к концу серии занятий.

Есть ещё один фактор, более сложный для понимания, однако дающий всем нам надежду на лучшее. Способность к спорту - штука многокомпонентная. Возможно, вы не можете бегать так же быстро, как ваши товарищи по футбольной команде, зато обладаете невероятным зрением и сильным ударом. Или, может, вам тяжело заниматься силовыми нагрузками, но у вас длинные ноги, которые делают вас крутым бегуном.

Не сдавайтесь в любом случае. Даже если обнаружили у себя парочку «слабых» генов.

Насколько важны гены

Большинство из нас не пытается Усэйна Болта (Usain Bolt) , поэтому для них гены имеют меньшее значение, чем для профессиональных атлетов.

Мы имеем в виду, что обычным людям проще, ведь планка не настолько высока. Большинство из нас хочет не пробежать марафон первым, а просто дойти до финиша. Ведь каждый может тренироваться с такой целью. Или мы хотим победить команду противника в очередном футбольном (баскетбольном, хоккейном, квиддичном) матче, но не выйти на первое место в профессиональной лиге. Тем, кто занимается спортом в свободное время, очередное достижение приносит удовольствие, желание достичь большего и разработать эффективную стратегию дальнейших действий.

Генетическое преимущество одной способности над другой невероятно мало. Но эта крошечная деталь отделяет золотого призёра Олимпийских игр от диванного болельщика, просматривающего все матчи дома.

Почему нет простого генетического теста

Генетика - сложная наука. Из 20 000 человеческих генов, как указывает Стивен Рот, лишь сотни были изучены и только несколько десятков исследованы с точки зрения их влияния на результаты тренировок.


Richard Giles/Flickr.com

Исследование 2009 года свидетельствует: можно предсказать рост человека, если измерить рост его родителей и исследовать 54 гена высоты.

Существуют генетические тесты, которые призваны оценить способности человека к спорту, однако их информативность ставится под сомнение. Можно выявить, к примеру, ген под названием ACE. Некоторые его версии ассоциируются с талантом к аэробным упражнениям и выносливостью спортсменов.

Но полученные данные о генах применить на практике нельзя. Стивен Рот говорит, что ни один из этих тестов не может считаться объективным. Возможно, он покажет 1–2% существующего положения дел.

На основе таких генетических тестов вам могут посоветовать конкретные виды спорта, но наука - это не то, на что нужно полагаться в своём выборе.

Стивен Рот также считает, что проводить подобные генетические тесты для детей нельзя. Их результаты говорят очень мало о таланте , зато родители могут взять их на вооружение и заставлять своё чадо метаться из секции в секцию, настаивать на достижении невероятно высоких результатов. Делать это, основываясь на анализе нескольких генов, глупо.

Как узнать, к чему есть способности

Итак, тесты нам не помогут. Как же определить, к какому виду спорта вы имеете склонность?

Лучше (и проще) посмотреть на свою семью и собственный опыт.

Например, если ваши родители достигали впечатляющих результатов в беге или , вам тоже стоит попробовать эти виды спорта.

Или же, допустим, вы несколько лет тренируетесь, чтобы пробежать марафон. Но длинные дистанции вам даются настолько плохо, что вы до сих пор не смогли достичь поставленной цели. Зато на коротких вы чувствуете себя как рыба в воде. Измените расписание, займитесь тем, к чему у вас есть способности. Но не спешите обвинять гены во всех своих бедах. Возможно, вам стоит тренироваться немного упорнее.

Избегайте выгорания, не переусердствуйте со спортом. Такое часто случается с профессиональными спортсменами.

Каковы бы ни были ваши гены, вы всегда можете подобрать что-то для себя и заниматься спортом успешно.

ФАКТОРЫ РИСКА И ЗДОРОВЬЕ

Факторы – любое влияние, воздействие или состояние, разнообразие которых, так или иначе может отражаться в разнообразии результативного признака (Плохинский Н.А., 1970). Среди факторов риска важно выделить те, которые первично обусловливают возникновение заболевания. Для ряда наиболее распространен­ных хронических, неэпидемических заболеваний (сердечно-сосу­дистых, болезней обмена, эндокринных, некоторых злокачественных опухолей и других болезней) установлены единые или похожие факторы риска, что позволяет построить единую стра­тегию их профилактики и лечения. Практически во всех группах факторов риска можно выделить два аспекта рассмотрения: 1. общественный, когда уменьшению риска могут способствовать общественные меропри­ятия, 2. поведенческий, когда уменьшение риска зависит от каж­дого человека в отдельности, его поведения.

Группировка факторов риска была предложена Ю.П.Лисицыным.

1 Группа факторов - Внешняя среда, природно-климатические условия.

К ним относятся: Загрязнение воздуха и воды канцерогенами, другие загрязнения воздуха и воды, загрязнения почвы. Резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.

Фактически нет заболеваний, которые прямо или косвенно не были бы связаны с воздействиями внешней среды. Результаты исследований, показали, что изменения погодных условий и прежде всего перепады атмосфер­ного давления оказывают существенное влияние на частоту обо­стрений в течении ряда заболеваний. Наиболее сильная зависимость выявлена при болезнях органов дыхания, причем определяющими факторами в этом случае являются низкая влажность воздуха и неустойчи­вость температуры, особенно весной.

Многие заболевания имеют выраженное географическое распро­странение. Например, злокачественные новообразования кожи, желудка, легких и бронхов, крови и крове­творной системы, многие инфекционные и па­разитарные болезни, коллагенозы и др.

От состава микроэлементов в почве и воде зависят появление и течение ряда заболеваний. Например, имеются данные о том, что искусственное фторирование воды может способствовать росту частоты злокачественных новообразований, а избыток нат­рия в питьевой воде - развитию гипертониче­ской болезни и др.

Антропогенная (техногенная) природная среда и прежде всего загрязненность атмосферного воздуха и питьевой воды представ­ляют серьезную опасность для здоровья населения. Особенно значительное влияние загрязнения атмосферного воз­духа оказывают на изменения в состоянии здоровья детей и под­ростков, беременных женщин, лиц пожилого возраста и лиц, страда­ющих хроническими заболеваниями. У детей, проживающих в загрязненных районах, выше как общая заболеваемость, так и показатели по отдельным нозологи­ческим формам. Серьезную опасность для здоровья представляют содержа­щиеся в атмосферном воздухе канцерогены.

Влияние веществ, загрязняющих питьевую воду, на здоровье населения более сложно и может привести к поражениям различ­ных систем организма. Например, при употреблении воды с вы­сокой концентрацией кадмия могут развиться почеч­но-каменная болезнь, некоторые заболевания печени, анемия, злокачест­венные новообразования почек, желудочно-кишечного тракта, пе­чени и другие заболевания.

Загрязнение почвы представляет опасность для здоровья насе­ления в трех разных аспектах: 1) при непосредственном контакте, что в первую очередь проявляется при микробном и гельминтном загрязнении почвы, 2) при попадании загрязни­телей почвы, в том числе радиоактивных отходов, в грунтовые воды и водоемы, используемых для водоснабжения населения, 3) при накоплении в растениях, непосредствен­но употребляемых в пищу, или опосредованно через продукты питания.

2 Группа факторов - Социальные факторы.

К ним относятся: Курение, несбалансированное питание, злоупотребление алкоголем, вредные условия труда, стрессы (дистрессы), адинамия, гиподинамия. Плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, употребление наркотиков. Непрочность семей, одиночество. Чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Психическое напряжение, стрессы считаются наиболее универсальными факторами и нередко являются причинами самых различных и, прежде всего, нервно-психических заболеваний. В настоящее время резко возросло число неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств и т.п.

Недостаточно сбалансированное питание отражается в первую очередь на детях, молодежи и беременных женщинах: страдает соматическое развитие, снижается иммунитет, увеличивается частота различных заболе­ваний, отмечается рост смертности, в том числе среди детей до 1 года.

Гиподинамия - является фактором риска развития различных заболеваний суставов, связок, позвоночника и др.

3 группа факторов - Генетические факторы риска .

По существу все болезни можно разделить на четыре группы:

1) наследственные (врожденные) - хромосомные и генные наследственные болезни (болезнь Дауна, гемофилия, фенилкетонурия);

2) наследственные, но возни­кающие под воздействием внешних факторов - подагра, некоторые формы диабета, ряд психиче­ских расстройств, они для своего проявления и развития требуют воздействия неблагоприятных факторов - переедания, переутомления, охлаждения, стрессов и др;

3) с наследствен­ным предрасположением - обычно относят атеросклероз, гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, туберкулез, экзему, язвен­ную болезнь, астму и др. заболевания, этиологическими факторами ко­торых являются воздействия факторов риска внешней среды, но развитие, возникновение, тяжесть этих болезней в значитель­ной степени зависит от наследственного предрасположения;

Множество заболеваний имеет наследственную природу или предрасположенность. В настоящее время известно около 3000 наследственных болезней и генетиче­ски детерминированных синдромов. Причем они касаются обмена веществ, эндокринной системы, крови, нервной системы, нервно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, сердца и сосудов, дыхательной системы и др.

4 Группа факторов – Здравоохранение

Здесь к факторам риска относят: неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи.

Считается, что снижение заболеваемости и смертности, улучшение здоровья населения в значительно боль­шей степени зависят от образа жизни, чем от специфически медицин­ских функций - лечение, медицинская профилактика, медицинская реабилитация.

Факторов риска заболеваний значительно боль­ше и действуют они взаимосвязано, что значительно усилива­ет их неблагоприятный эффект для здоровья. Имеются расчеты комбинированного воздействия факторов риска. Например, влияние курения повышает риск смертности от ишемической болезни сердца примерно в 3-3,5 раза, такое же воздействие от нарушений липидного обмена и артериальной гипертензии. Сочетанное действие этих фак­торов дает риск смертности от ИБС в 10 раз больше в сравнении со смертностью от ИБС лиц, не имеющих этих факторов риска.

ПРОФИЛАКТИКА. ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ.

Медицинская (профилактическая) активность является одним из важнейших критериев здорового образа жизни, это степень реализации медицинских знаний в повседневной жизни человека. Это комплексный показатель, при оценке которого учитывается наличие или отсутствие вредных для здоровья привычек, раннее обращение к врачу с профилактической целью, выполнение медицинских рекомендаций.

Профилактика – составная часть медицины, включающая в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Выделяют индивидуальную и общественную профилактику, а в зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии рассматривают 3 вида профилактики.

1.Первичная профилактика – это система мер предупреждения возникновения факторов риска и уменьшение их воздействия (вакцинация, рациональный режим, рациональное и качественное питание, физическая активность и др).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды и др.

2. Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение и т.д.) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания.

Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболевания, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного восстановления.

3. «Третичная профилактика» - включает комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности.

Цели третичной профилактики:

1) социальная реабилитация – формирование уверенности в собственной социальной пригодности;

2) трудовая реабилитация – возможность восстановления трудовых навыков;

3) психологическая реабилитация – восстановление поведенческой активности личности;

4) медицинская реабилитация – восстановление функций органов и систем.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ

Образ жизни - это деятельность или актив­ность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к усло­виям жизни, как связаны с ними и используют их.

Образ жизни классифицируется по 3 критериям:

1. по характеру активности: физическая, интеллектуальная;

2. по сфере активности: трудовая, нетрудовая;

3. по виду активности: производственная, со­циальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицин­ская и другие виды активности.

Комплексные социально-гигиенические исследования установили связь социальных условий и показателей здоровья населения.

Например, частота заболеваний пневмонией де­тей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмо­циональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению некоторых болезней у детей и подростков: в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза - с гастродуоденитами.

Нарушение режима способствует возникновению и отрицательно воз­действует на течение различных заболеваний, способствует развитию дефектов и от­ставанию физического и интеллектуального развития у детей, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.

Здоровый образ жизни - это наиболее типичная деятельность, для конкретных социально-экономических, поли­тических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В таком понимании здоровый образ жизни включает:

1) форму образа жизни,

2) условия, способствующие реализации и развитию других форм и проявлений образа жизни, направленных на охрану и улучшение здоровья населения.

Определено два направления формирования здорового образа жизни:

1. Создание, развитие, активизация позитивных для здо­ровья условий, факторов, обстоятельств, т.е. формирование потенциала общественного здоровья (Health promotion).

2. Преодоление, уменьшение факторов риска.

Ключом к ним можно рассматривать медицинскую актив­ность (понятие предложено Ю.П.Лисицыным).

Схема формирование здорового образа жизни:

1.Создание и развитие факторов здоровья: трудовой активности, физического и душевного комфорта, экологической активности, высокой физической активности, сбалансированного питания; устроенности быта и семейных отношений; высокой медицинской активности и т.д.;

2. Преодоление факторов риска: низкой трудовой активности, дискомфорта, психической напряженности, низкой социальной активности, загрязнения внешней среды, низкой экологической активности; гиподинамии; несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения, низкой медицинской активности и т.д..

Оба эти аспекта взаимно связаны, нонапрактике дело ограничивается лишь борьбой с факторами риска. Проблема заключается в конкретных программах формирова­ния здорового образа жизни и их реализации, в том числе и через так называемые «программы здоровья».

Формирование здорового образа жизни должно быть основным на­правлением социальной политики в области здравоохранения, вклю­чающим в себя профилактику, особенно первичную. На этом направлении должны базироваться федеральные комплексные программы укрепления здоро­вья, республиканские, территориальные. Они должны вклю­чать в себя меры гигиенического воспитания, борьбу с факторами риска, активи­зацию физической культуры, программы здо­ровья.

Профилактическое направление здравоохранения должно стать основой во всех программах здоровья. В них должны быть предусмот­рены совместные действия местной администрации, учреждений здравоохранения, про­свещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно стать обязанностью всей сети лечебно-профилакти­ческих учреждений, особенно служб первичной медико-санитарной по­мощи.

Пропаганда здорового образа жизни должна акцентироваться не столько на санитарном про­свещении, сколько на обучении восприятию гигиенических навыков, правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь.

«Управление рисками» - Коррекция. Пример: планирование. Планирование. Пересмотр документации Сбор информации Чеклисты Анализ предположений Построение диаграмм. Получили. Студенческий комплект материалов к занятию. Как PMBOK связано с REEBOK? Процес 1: Планирование. Управление рисками. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность риска?

«Спорт олимпийский» - 6. В каком году был впервые поднят олимпийский флаг современных Олимпийских игр? 4. «За спортивный талант» (награждаются ребята, которые участвовали в соревнования и выступали за честь школы в районе); Классный час. 5. «За здоровый образ жизни» (награждаются ребята, которые занимаются в спортивных кружках и секциях в школе);

«История вида спорта» - Экипировка. Дизайн клубной эмблемы основан на гербе города Манчестер. В 2003 году дебютировал за сборную Англии. В правилах ИИХФ и НХЛ размеры хоккейной площадки различаются. Хокке?й (англ. Ворота. Поле. Мой любимый клуб. Играют в закрытых помещениях на площадке размерами 40х20 м. Хоккей. Гандбол. Форма команды.

«Предпринимательские риски» - Риск инфляции. Регулятивная. Тема 4. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Историко-генетический аспект. 4. Основные классификации предпринимательских рисков (2) Теория Д. Кейнса. Снижение риска. 2. Основные теории предпринимательских рисков. Кратковременные Постоянные. По длительности.

«Спорт Московской области» - Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения Московской области. Диапазон заработной платы спортсменов и тренеров в Центрах олимпийской подготовки Московской области. Об оплате труда работников государственных учреждений физической культуры и спорта Московской области. Количество медалей, завоеванных спортсменами Московской области на всероссийских и международных соревнованиях.

«История спорта» - Заполните схему: Стрельба из лука. Спорт. Спорт – физические упражнения с целью укрепления организма. Спорт и подростки. Проблема лишнего веса. 5 причин заняться спортом. Футбол. С кем из спорящих вы согласны? Один заявляет: «Спорт прежде всего дает сильные ощущения, эмоции!». Древний Рим. Любительский.

Поделиться