Основные принципы и упражнения для развития зрительной памяти. Зрительная память Методики направленные на развитие зрительной памяти

Бывает так, что во время чтения мысли уносятся куда то в даль. Что делать, чтобы сохранять концентрацию и хорошую память при чтении?

Все мы сталкиваемся в своей жизни, с такой проблемой как забывчивость. Иногда мы встречаемся на улице с человеком, здороваемся, лицо вроде бы знакомое но где мы раньше с ним встречались не помним. Не помним что куда положили и и.д.

Хочу сделать маленький эксперимент. Я и сам как-то его пробовал. Суть – сделать «неделю одного упражнения». То есть одну неделю ничего такого не делать – только одно упражнение. Но делать почаще. Ну, вроде разминки. А потом оценить результат. Понравится – недельку-другую можно добавить.

Упражнение должно быть простым и быстрым по времени выполнения. Вот такое из своего арсенала я и предлагаю.

Суть такова. Бросьте на стол несколько спичек. Смотрите на них примерно секунду. Затем закройте листом бумаги. После этого попробуйте мысленно воспроизвести картинку и её зарисовать. Согласитесь, спички рисовать просто.

Поначалу мысленная картинка может быть нечёткой, расплывчатой. Можно даже уменьшить количество спичек, но потом помаленьку увеличивать.

Постепенно картинка будет становиться чёткой и ясной.

Вроде просто, но Вы поразитесь тому, насколько улучшится Ваша память. Между прочим, это первое упражнение в комплексе для выработки т.н. «фотографической памяти».

И здесь очень важно не торопиться, не гнаться за результатом. Воспринимайте упражнение как игру.

Условие повторю – делайте пока только одно упражнение. Но добросовестно.

Упражнение от гения эпохи возрождения - Леонардо да Винчи. Берётся кубик Рубика, Совершается несколько движений с целью перемешать кубики. В течении некоторого времени нужно смотреть на одну из граней. Затем нужно закрыть глаза или просто отвести их в сторону и попытаться восстановить образ грани в памяти, мысленно её представить. Или по крайней мере вспомнить цвета и расположение отдельных кубиков этой грани.

Помнится прочитав это упражнение я поразмышлял о гениальности Леонардо, умудрявшегося выполнять упражнение с кубиком, который был изобретён спустя несколько столетий. И это упражнение изредка даже выполнял. Когда кубик оказывался под рукой.

Еще позже я начал выполнять упражнение, о котором прочитал в книге Тони Бьюзена "Суперинтеллект". Упражнение очень похожее, и весьма универсальное. Для его выполнения ничего не нужно - ни спичек, ни кубика.

С целью сделать более острым свой взор и полнее овладеть искусством концентрации, Леонардо помещал перед собой какой-либо комбинированный предмет - например, вазу с цветами - старался сохранить его в памяти, а затем закрывал глаза. Далее он пытался представить его. Затем открывал глаза и сравнивал тот образ, который хранился у него в памяти, с тем, что он видел наяву. После чего он всматривался еще более пристально редактировал мысленный образ и опять закрывал глаза, чтобы заново представить в своем воображении всю эту сцену. Он занимался этим без устали до тех пор, пока не мог обнаружить какое-либо различие между предметом и его образом.

Вот такое упражнение, которое можно выполнять практически где угодно и с чем угодно. И кстати неплохое средство, чтобы с пользой скоротать время, во время вынужденного безделья.

Непрерывное видение взгляда при чтении

В течение 1 – 3 минут (до 5-ти) рассматриваем любой предмет (монета, коробка спичек, карандаш, палец и т. д.). При этом можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета.

Рассматривайте предмет вдоль и поперек, находим в нем все новые мельчайшие детали и свойства. Повторям упражнение до тех пор, пока внимание не будет легко удерживаться на предмете.

Ритмичное наблюдение во время чтения и в обычном режиме

Возьмем любой предмет и сосредоточем на нем внимание. Дыхание спокойное. На выдохе закрываем глаза – стираем впечатление. На вдохе снова открываем глаза и снова концентрируем внимание на предмете. Так до 50 раз. Затем наоборот: созерцание на выдохе, стирание на вдохе.

Мысленное видение

Непрерывно или ритмично смотрим на любой предмет в течение 3-4 или более минут. Затем закрываем глаза и стараемся мысленно вызвать зрительный образ предмета целиком и во всех деталях.

Открыв глаза, сравниваем образ в голове с реальным предметом. Повторяем так по 5-10 раз в каждом упражнении. Постепенно добиваемся отчетливого внутреннего видения.

Изначально образ будет походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но упорство сделает свое дело.

С несложных предметов постепенно переходим к более сложным предметам и фигурам, и затем к обширным картинам и тестам. Зрительная память станет намного мощнее.

Внутренний видеоскоп для успокоения внутренних мыслей

От полминуты до двух-трех минут смотрим взглядом один предмет. Предположим, спичечный коробок. Затем другой предмет, например, стакан. Пусть оба отчетливо отпечатываются в глазу. Затем мысленно помещаем коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически переменным и так далее.

Все эти упражнения превосходно помогают развивать зрительную память.

Как развивать зрительную (фотографическую) память?

Чтобы развивать зрительную память ребенка , ее нужно тренировать, выполняя специальные упражнения, к примеру, такие:

Упражнение «Фотограф» Дети с удовольствием играют в эту игру, тем более, что играть в нее можно практически везде. Можно слова писать на песке, на асфальте мелом, даже на запотевшем окне автобуса. Конечно, в идеале, мы пишем слова на бумаге или доске, но в некоторых случаях можно использовать и подручные материалы.

На основе этого упражнения строится игровое упражнение «Ромб».

В процессе выполнения этого упражнения, ребенок увеличивает угол зрения, развивает зрительную память и внимание . Все эти качества очень нужны для успешного обучения и хорошей техники чтения. Получается, что выполняя одно упражнение, мы убиваем стразу несколько зайцев: развиваем память, внимание, увеличиваем угол зрения, а значит, и технику чтения.

Конечно, если вы сделаете это упражнение один раз, толку немного будет. Как и всякая тренировка, оно должно выполняться регулярно и понемногу. Выберите время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и занимайтесь. Времени надо совсем немного, минут 10-15, для первоклашек, а для старших детей и того меньше.

Упражнение «Ромб».

Вы печатаете на листе бумаги или пишете на доске слова в виде ромба – вверху слова из 3 букв, с каждой строчкой добавляется одна буква, а затем все идет на убывание. Внешне столбик слов напоминает ромб, поэтому так и называется.

Предлагаете ребенку запомнить слово, сфотографировать его глазками, а потом записать в тетради. Показываете по одному слову, начиная сверху. Открываете слово на столько времени, чтобы ребенок не успел дочитать его до конца. Первоклассник, скорее всего, будет читать слово вслух, поэтому вы легко сориентируетесь по времени. Детям постарше показываете столько времени, сколько требуется Вам для чтения молча. Конечно, если ребенок совсем не успел прочитать, можно продлить время показа.

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка, надо перед показом давать какой-то условный сигнал. Это может быть слово «Внимание» или «Пуск», а может быть просто хлопок. Но слово, конечно, лучше.

Показали ребенку слово и дали время записать его на бумаге. Затем показываете следующее слово. И так, пока не закончатся все слова. Когда дописано последнее слова, предлагаете проверить, как сработал «фотоаппарат». Открываете все слова и даете ребенку время проверить и исправить ошибки.

Первое время и трехбуквенные слова будут с ошибками, а затем ребенок научится писать и большие слова правильно.

Для этой игры лучше подбирать знакомые ребенку слова – имена существительные. Со временем можно усложнять это упражнение. Если вы подбираете слова, похожие по написанию, но другую часть речи или однокоренные слова, слова с большой буквы – это очень усложняет работу.

Упражнение «Ромб» занимает совсем немного времени, не требует большой подготовки, но очень хорошо развивает и память , и внимание , и расширяет угол зрения .

Попробуйте поиграть в эту игру хотя бы месяц, и Вы увидите, что ребенок стал лучше писать и быстрее читать.

Как развить зрительную память при чтении

Вы хотите переступить порог старости в здравом уме и с отличной памятью? Ну конечно! Как развить зрительную память? Хорошая новость: для этого не обязательно постоянно бегать по врачам и пить таблетки горстями «ради профилактики». А нужно постоянно тренировать наблюдательность, внимательность и память.

По большей части, мы хорошо запоминаем то, что нас впечатлило, вызвало какие-то эмоции. В этом плане глаза – наш главный информатор. Самый крупный поставщик впечатлений! Нашим зрением мы принимаем до 80% всей информации. Значит, от натренированности внимания к зрительным образам улучшается способность запоминать.

Как правило, мы почти не обращаем внимания на предметы, которые видим ежедневно. И упускаем подчас важные вещи. Тем временем воры специально приучаются к точности восприятия и внимательности, особенно зрительной! Разве мы хуже? Вот несколько упражнений, которые помогут развить наблюдательность и улучшить память.

1. Детализация мысленного образа

Возьмите простой предмет, лучше яркий (это может быть овощ, игрушка, книга и т.п.) Рассматривайте его спокойно в течение нескольких минут. Затем закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести объект. Откройте глаза и сравните мысленную картинку и оригинал. Повторяйте операцию до тех пор, пока оригинал и мысленный образ не совпадут в точности.

2. Запоминание отличий

При рассматривании постарайтесь запомнить особенности предмета, изъяны, его отличительные черты. Хорошо тренироваться на запоминании лиц. Не помня лица человека, мы упускаем порой важные встречи, контакты… Отдельно подвергните тщательному осмотру глаза, нос, губы, форму головы. Затем опишите в подробностях то, что запомнили. Удивлены, что помните мало? Продолжайте упражнения: улучшение результатов происходит очень быстро. Усложнённый вариант: описать лицо человека на следующий день после «запоминания».

3. «Скоростная» тренировка внимания

Возьмите 7 любых мелких предметов. Накройте их непрозрачной тканью. На 10 секунд откройте их, рассмотрите (как уж получится) и вновь закройте. Теперь постарайтесь подробней описать увиденное. Получилось? Значит, можете увеличивать количество предметов под тканью.

4. Припоминание

Каждый вечер вспоминайте с мельчайшими подробностями события всего дня и встреченных людей. Можете даже это записывать. Поначалу Вы мало что упомните, но со временем усилится Ваша наблюдательность, а с ней – память.

Чем больше мы помним, тем насыщеннее и полнее наша жизнь. Чем больше у человека привычек, тем больше времени он проживает «на автопилоте», и тем беднее и короче оказывается его жизненный путь, даже если ему 100 лет! А потраченные ежедневно 15 минут для развития внимания и памяти порадуют Вас в дальнейшем. Студент станет легче учиться и усваивать учебный материал, бизнесмен вспомнит все детали контракта и особенности поведения партнёров. Точно «уложенные» в памяти знания всегда дадут преимущество тому, кто владеет ими.

Связанные статьи:

Зрительная память - важная составляющая нашего восприятия. Зрительный анализатор, по отношению к другим органам чувств, получает до 90 % информации окружающего мира. Как раз развитая часть данного вида памяти помогает запоминать текст, делать меньше ошибок при письме и ориентироваться в пространстве. Так насколько же важна тренировка зрительной памяти в детском и взрослом возрасте?

Проверить зрительную память можно с помощью специальных тестов. Это можно сделать у специалиста - невролога или онлайн.

Лучше проходить специально разработанные тесты с врачом, потому что в Интернете слегка привирают истинные результаты. Лишь некоторые сайты оценивают действительно правдоподобно. Да и человек любит сам себя хвалить, поэтому без посторонней помощи проверка зрительной памяти будет не объективной.

Для проверки берутся специальные картинки с различными изображениями. Обычно проводится ряд тестов, который поможет оценить все сферы зрительного анализатора. Эти тесты заключаются в проверке реакции на внимательность и быстрой ориентации . То есть предлагается определенное число цифр или букв, которые разбросаны по всему листу. И нужно за время собрать логическую последовательную цепочку.

Другие тесты направлены на определение объемного охвата зрительного анализатора . На листе может быть расположена целостная картина, множество живых или неживых предметов, абстрактных фигур. Пациенту предлагают смотреть на лист определенное время и максимально запоминать детали. После, по памяти воспроизвести увиденное. Чем больше точностей называют, тем лучше развит зрительный анализатор. Те же картинки могут в дальнейшем послужить и орудием тренировки для развития зрительной памяти.

Плохо развитая зрительная память не обязательно станет ключом всех бед. Это не принципиально важно. Но все же, большинство информации проходит как раз через глаза. И чтобы максимально охватить всю полноту окружающего нас мира, нужно иметь развитый зрительный анализатор. Хорошо развитая зрительная память - залог адекватного обучения и хорошей запоминаемости. Уровень развития этого вида памяти влияет на скорость обучаемости и ее качество.

Почему зрительная память может быть плохо развита? Основным фактором служит все-таки генетика и своевременное воспитание родителей.



Отсутствие или недостаточное внимание малышу, отсутствие развивающих игр и занятий обязательно скажется на дальнейшей обучаемости и активности. Но существуют и приобретенные причины ухудшения и снижения качества «работы» зрительного анализатора. До этого память была хорошая, никто не жаловался, а со временем стали рассеянными, плохо запоминаете и слабо обращаете внимание на детали. Каковы причины?

  • Черепно-мозговые травмы , перенесенные нейроинфекции и нарушения мозгового кровообращения - данные патологические состояния обязательно повлекут за собой разрушение большого количества нервных синапсов и самих нервных клеток. Травма может повредить как раз тот отдел, который отвечает за зрительный анализ.
  • Возрастные изменения - у каждого человека в той или иной степени развивается энцефалопатия. Это происходит из-за постепенного запустевания кровеносных сосудов, образования в просвете мелких тромбов и нарушении питания глиальных клеток и самих нейронов. Клетки головного мозга постепенно отмирают, и количество активно работающих резко сокращается. Оставшиеся нервные клетки не могут справиться с прежним потоком информации и все силы направляют на более важные дела - витальные функции. А зрительная память остается на втором плане для тех клеток, которые не задействованы в важных процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
  • Интоксикация и вредные привычки - любое проявление эйфории без лекарственного вмешательства соответствующей группы препаратов влечет за собой гибель огромного количества нервных волокон. Происходит замещение ткани и настройка работы мозга на обеспечение более важных функций. Поэтому зрительная память страдает.
  • Недостаток полезных веществ в еде - нервным клеткам нужен не только кислород. Но и питательные элементы , которые приходят с пищей. Например, недостаточное потребление жирных кислот и витаминов, глицина приводят к ухудшению работы головного мозга.
  • Эмоциональная и умственная перегрузка - нервные клетки находятся на грани истощения, поэтому решили беречь себя. Они включили lite-режим, в котором берегут себя и не работают в полную силу. В таком случае хороший отдых вернет все на свои места.



Если зрительная память плохо развита у детей, это может привести к проблемам с запоминанием, обучаемостью, на этом фоне - нарушению поведения в целом. Иногда плохо развитая зрительная память может стать причиной плохой адаптации в окружающей среде и социуме.

Резкое ухудшение памяти у взрослого человека приводит к рассеянности, снижению запоминания, сложности во временной адаптации, психологическим проблемам.

Прежде всего, чтобы улучшить свою зрительную память , нужно нормализовать режим труда и отдыха, исключить перегрузы, убрать вредные привычки. После чего браться за «прокачку» своего зрительного анализатора.

Постоянные занятия обязательно принесут свои плоды. Вот несколько действенных упражнений, как развить зрительную память. Их можно использовать в любое свободное время.

Как развить зрительную память у детей


Для детей разработаны целые методики. Ведь этот период развития - очень значимый для дальнейшей жизни малыша.

  1. Карточки - нужно иметь набор картинок, на которых расположены знакомые для ребенка предметы. Показывать картинки несколько минут. После чего попросить воспроизвести увиденные предметы. Те картинки, которые ребенок не назвал, показывают еще раз. И так до воспроизведения полного списка.
  2. Игрушки - для этого метода развития зрительной памяти нужно взять несколько игрушек ребенка, выставить их в один ряд. Попросить ребенка запомнить композицию. Когда малыш отворачивается, убрать или добавить новую игрушку, поменять местами. После чего попросить воспроизвести все изменения.
  3. Рисование - развивается не только зрительная память, но и мелкая моторика рук. Нужен листик и карандаш. Мама показывает несложные узоры, которые малыш рисует по памяти на своем листике.
  4. Зрительное фотографирование - нужно попросить внимательно осмотреть свои игрушки или комнату и попросить воспроизвести все, что он успел заметить. Со временем можно спрашивать особенности предмета - цвет и форму.

Если упражнения не помогают, а причина кроется в органическом нарушении, следует немедленно обратиться к врачу и решать проблему медикаментозно.

Источники

  1. Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994;
  2. Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии;
  3. Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст;
  4. Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать»;
  5. Health Behaviors From Early to Late Midlife as Predictors of Cognitive Function. American Journal of Epidemiology 2009.
  6. Беликов, В. Г. Фармацевтическая химия / В. Г. Беликов. М. : Высшая школа, 1985. — 668 с.
  7. West, R. L., Welch, D. C., & Thorn, R. M. (2001).Effects of goal-setting and feedback on memory performance and beliefs among older and younger adults. Psychology and Aging,16,240–250.doi:10.1037/0882-7974.16.2.240
  8. Эрик Ричард Кандель. В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] 12819K, 482 с. издание 2012 г.
  9. Dixon, R. A., & Hultsch, D. F. (1983). Structure and development of metamemory in adulthood. Journal of Gerontology, 38, 682-688.

Зрительный анализатор позволяет человеку получать около 90 % информации из окружающего мира. А зрительная память способствует ее запоминанию и воспроизведению в нужный момент. Посредством зрительной памяти мы откладываем в голове прочитанную информацию, просмотренный фильм, внешность людей и другие предметы, которые видим.

В развитии человека зрительная память появляется одной из первых и становится основой для образного мышления, которое доминирует у детей до 4-5 лет. Однако хоть мышление в дальнейшем трансформируется в другие виды, зрительная память продолжает преобладать у большинства людей до самого конца жизни.

Большая часть человечества не может использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы. Поэтому зрительную память следует развивать так же, как и остальные виды. При этом параллельно с такими тренировками улучшаются внимание и способность концентрироваться.

Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

  • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
  • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
  • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
  • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

Наиболее эффективные упражнения на то, как развить зрительную память

Для тех, кому недостаточно или не помогают ежедневные мини-тренировки, существуют полноценные методики. Так как улучшать зрительную память нужно параллельно с вниманием, то многие упражнения рассчитаны на тренировку обоих элементов психики.

  • Таблицы Шульте. Берутся специальные квадраты, разбитые на блоки, в которых хаотично написаны цифры от одного и до некоторого числа (может быть разное). Суть упражнения в том, чтобы в максимально короткие сроки отыскать все цифры по порядку. Для усложнения задания могут браться несколько блоков чисел разных цветов, а задание будет заключаться в том, чтобы расположить мысленно по порядку числовой ряд, например, зеленого цвета. В качестве разнообразия воспользуйтесь играми «Кликер » и «Кликер+ », которые найдете на нашем сайте. Это онлайн тренажер на базе таблиц Шульте, по которому удобно заниматься.
  • Спички. Очень эффективное упражнение для тех, кто не знает, как при развитии зрительной памяти следить за прогрессом. На начальном этапе берутся 5 спичек, которые нужно просто произвольно бросить на ровную поверхность. Оценив их расположение в течение нескольких секунд, нужно отвернуться и попытаться повторить увиденное. Постепенно можно увеличивать количество спичек, уменьшая время, отведенное на запоминание, тем самым наблюдая за собственным прогрессом, ведь изначально воспроизвести упавшие 5 спичек будет нелегко.
  • 25 букв. Для выполнения этого упражнения лучше всего собрать группу людей, так как оно больше походит на игру. Берется табличка, расчерченная на 25 квадратов, в каждом из которых написана буква. Эта таблица показывается участникам упражнения на полминуты, после чего убирается. Человек должен попытаться составить из написанных там букв слова, опираясь на зрительный образ таблицы. По своей сути упражнение напоминает кроссворд, в котором надо отыскивать слова, но только в данном случае он существует лишь в вашей памяти.
  • Кисть. Данное упражнение в большей степени нужно делать тем, кто не знает, как с помощью упражнений развить зрительную память и внимание одновременно. Концентрируясь на несколько минут лишь на своей кисти, следует полностью отбросить все лишние мысли, начиная упражнение сначала, как только концентрация уйдет. Нужно стараться как можно четче запомнить линейный рисунок на кисти, чтобы получилось без проблем воспроизвести его в голове.
  • Ассоциации. Чтобы улучшить память, существует довольно сложное, но интересное задание. Для его выполнения потребуется помощник, который будет зачитывать со скоростью в минуту слова. В течении паузы между воспроизведением, нужно выложить из спичек (которые предварительно готовятся в большом количестве) ассоциацию с этим словом. Выполняя подобное упражнение регулярно, можно сокращать время вплоть до половины минуты.

Общие требования ко всем описанным методам улучшения зрительной памяти – регулярность и постепенное усложнение задания.

Как развить зрительную память у детей?

Начинать полноценные тренировки для детей лучше всего в дошкольном возрасте (5-6 лет). Для ребенка подойдут и те повседневные упражнения, о которых говорилось выше, например, можно попросить его как можно подробнее рассказывать об увиденных за день вещах и пережитых событиях. Таким образом развивается также речь, правильная формулировка мыслей и, конечно же, внимание.

Упражнения для тренировки зрительной памяти у детей:

  • Картинки. Предварительно подготовленные 15 картинок со знакомыми ребенку предметами нужно показать ему на несколько минут. После этого картинки убираются и надо попросить малыша назвать те предметы, которые он запомнил. Затем забытые предметы показывают еще раз на несколько минут и отпускают ребенка играть. По прошествии получаса нужно еще раз спросить малыша о том, какие предметы он запомнил. Данное упражнение позволяет не только тренировать память, но и оценить ее. Хорошим считается результат от 8ми названных предметов.
  • Игрушки. Для этого метода нужно взять несколько игрушек малыша, расположив их на столе. Ребенок должен внимательно их рассмотреть и отвернуться. Взрослый убирает или добавляет игрушку, а малыш, повернувшись обратно, определяет, что поменялось в композиции.
  • Рисование. Для упражнения нужны будут листики и карандаш. Мама показывает ребенку картинки с разными несложными узорами, которые тот должен нарисовать сам, но не глядя на оригинал, а по памяти. Со временем можно брать более сложные изображения. С помощью этого метода также развивается мелкая моторика рук, что очень важно, особенно, перед школой.
  • Зрительное фотографирование. Для выполнения этого задания не понадобится никаких особых приспособлений. Нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть свое игрушечное царство, предварительно расположив его на столе или диване, после чего малыш должен перечислить те игрушки, которые успел заметить. Со временем для усложнения задания можно просить ребенка называть особенности каждой игрушки, например, цвет.

В общем, развитие зрительное память очень помогает нам в повседневной жизни, делает нас более собранными и внимательными, поэтому ее нужно улучшать и стимулировать, пользуясь упражнениями или применяя игры ресурса Brainapps.

25 22 636 0

Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

Вам понадобятся:

Ежедневные мини-тренировки

Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

Воспоминания

Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

Детализация образа человека

После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

Рассматривание предметов

Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


Словесный портрет

Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

Метод спичек

Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

  1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
  2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
  3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
  4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
  5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

Метод тайной комнаты

Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

  • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
  • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

Метод Шульте

Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

Метод выделения отдельных элементов

Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

  • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
  • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
  • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.

Однажды я видела передачу о людях, которые обладали потрясающей зрительной памятью.

Им было достаточно посмотреть минуту на страницу, чтобы пересказать дословно текст, они безошибочно определяли, что изменилось в облике людей, замечая наиболее мелкие детали, воспроизводили колонку из нескольких десятков цифр.

Я была просто поражена увиденным, но удивилась еще больше после слов эксперта программы, который утверждал, что достичь подобного может любой человек.

Был среди гостей и специалист, который давал практические рекомендации, .

Я тогда записала услышанные советы, а, готовя этот материал, нашла еще одно полезное упражнение, которое поможет вам справиться с визуальной забывчивостью.

Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?

Психологи считают, что природой в человека заложена «дружба» с каким-то одним видом памяти.

Например, кому-то проще всего воспринимать информацию на слух, кому-то достаточно один раз посмотреть на рисунок, чтобы запомнить все, что на нем расположено, а кто-то и вовсе запоминает носом, то есть – безошибочно узнает и воссоздает унюханные один раз запахи.

Чаще всего у людей срабатывает комбинированная память, но все равно какой-то из анализаторов (зрение, слух, нюх, и т.д.) преобладает над другими.

Не так давно калифорнийские ученые провели эксперимент: группа людей, каждый из которых длительное время работал с ноутбуком Apple, должны были воспроизвести логотип этой известной компании.

Вот только не надо фыркать сейчас: «Что может быть проще?! Надкушенное яблоко!».

Ответ, конечно, правильный.

А вы помните слева или справа надкушен плод? А есть ли сверху листик? А если есть, то в какую сторону он наклонен?

Подопытные тоже были в глубоком замешательстве.

И лишь один из сотни справился с поставленной задачей.

Остальным же, явно пригодились бы советы, как развить зрительную память .

«Память - это то, что заменяет мне вид из окна.»
Молчание ягнят

Ученые были в шоке и поставили диагноз: визуальный склероз у современного общества.

В принципе, если вы не блудите по улицам собственного города, не пытаетесь ворваться в соседний подъезд, считая, что именно здесь находится ваша квартира, и не спрашиваете у своего мужа, с которым прожили не один день: «Мужик, ты кто?», то особых проблем для беспокойства нет.

Однако есть те, кому обязательно нужно улучшать свою зрительную память:

  • Дети. Ведь вы же не хотите создать своему чаду проблемы во взрослой жизни из-за того, что он даже людей плохо различает.
  • Полицейские, художники, военные – в общем, все те специалисты, которым без зрительной памяти в своей профессии никак.
  • Люди, желающие совершенствоваться ежедневно, и не собирающиеся мириться со своими недостатками.

Моя подруга и ее зрительная память

С Леной мы дружим давно, поэтому не боимся делиться друг с другом своими болями и радостями.

Еще в школе подруга мне пожаловалась, что очень страдает от того, что плохо запоминает лица, местность и многие другие важные для повседневной жизни детали.

Мы поговорили, я ее утешила, как могла, да и постепенно позабылся этот разговор.

Не так давно оказалось, что Лена всерьез занялась вопросом, как развить зрительную память , даже читала специальную литературу и выполняла какие-то упражнения.

Но больше всего ей помогло в решении проблемы – рисование.

Она по профессии дизайнер-график, поэтому рисовать любит с детства.

И вот она свой талант использовала для улучшения зрительной памяти.

Купила большой блокнот, который всегда носила с собой, и в свободное время упражнялась.

Например:

  1. Посмотрела недолго на ветку, а затем – отвернувшись, постаралась точно воспроизвести ее.
  2. Рассыпала по столу с десяток зубочисток или спичек, глянула на порядок их расположения, накрыла их чем-то непрозрачным и быстренько зарисовала все.
  3. Пришла однокурсница в красивом бисерном украшении с каким-то хитрым плетением. Лена присмотрелась к нему, а затем на паре воспроизвела на бумаге это ожерелье и т.д.

Подруга утверждает, что подобные упражнения очень улучшили ее зрительную память, правда произошло это не так уж и быстро: в течение нескольких лет.

Если вам нужен результат гораздо быстрее, то придется поднапрячься.

Очень эффективно развивают зрительную память:

    В детских журналах очень часто печатают такое задание: две картинки рядом и подпись «Найди 5/10/15 отличий».

    В интернете тоже полным-полно таких картинок.

    Хорошо помогает игра, в которую мы иногда играем с друзьями во время посиделок.

    Ведущий внимательно всматривается в окружающих, а затем выходит из комнаты.

    В это время все остальные меняют что-то в своем облике.

    Ведущий возвращается и называет произошедшие изменения.

    Напрашивайтесь почаще быть ведущим.

    Да, обычное чтение про себя.

    Поглощайте в день не менее 100 страниц и ваша память быстро улучшится.

    Даже если вы работаете в одном здании десяток лет, это вовсе не означает, что вы сможете воспроизвести, например, количество окон на этаже, четкое расположение кабинетов, цвет стен в разных офисах и т.д.

    Возьмите за привычку не просто пробегать взглядом, а замечать.

    Внимательно рассматривайте здания, мимо которых проходите, людей, с которыми ездите в общественном транспорте, одежду коллег, а затем вечером постарайтесь воспроизвести все это в своем воображении максимально точно.

    Выбирайте для похода на работу новые маршруты, путешествуйте (пусть даже это будут соседние населенные пункты), знакомьтесь с новыми людьми и т.д.

    При этом не уходите в себя, не отгораживайтесь, а постарайтесь буквально вбирать глазами все детали.

По мнению психологов наиболее эффективно развить зрительную память помогает такое упражнение.

В течение 1–5 минут концентрируйте внимание на каком-нибудь предмете.

Не позволяйте себе отвлекаться ни на что!

Затем, отвернувшись, постарайтесь мысленно, словесно или графически в точности воспроизвести этот предмет.

Постепенно усложняйте упражнение: выбирайте вещи с большим количеством деталей и сокращайте время на их рассматривание.

Предлагаю пройти элементарный тест на проверку зрительной памяти!

Жми Play и запоминай слова 🙂

Если вы постараетесь, то буквально через несколько месяцев зрительная память улучшится, а если продолжите тренироваться, то через год-два сможете попасть в передачу типа той, которая меня впечатлила и вдохновила на написание этой статьи.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Поделиться