Техника метания малого мяча. Метания легкоатлетические Основы техники легкоатлетических метаний

В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места. Обычно первое предшествует второму.

В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.

При метании в цель ребенок сосредоточивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.

Ребенка обучают разнообразным СПОСОБАМ МЕТАНИЯ на дальность и в цель : из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.

Метание из-за головы. Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая - прямая, в упоре на пятку.

При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести (а не массу) вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом.

Техника метания из-за спины через плечо правой рукой следующая: исходное положение - правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука - вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад.

При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме.

Метание из-за спины через плечо

Метание прямой рукой сверху - исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с предметом (мешочком или мячом) - вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх-назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет (см. рис. 2).

Метание прямой рукой сверху

Метание прямой рукой снизу - исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз-назад, бросок выполняется движением руки вперед-вверх.

Метание прямой рукой снизу

Метание прямой рукой сбоку - исходное положение: ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево-вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.

Метание прямой рукой сбоку

Наряду с метанием вышеуказанными способами, которые проводятся с места, ребенка старшего возраста обучают метанию с четырех шагов и с разбега.

Метание с четырех шагов подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага - обычные, третий - скрестный. Правая нога разворачивается носком вправо и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. При выполнении третьего шага правая рука с предметом отводится назад. Четвертый шаг - выпад вперед левой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут вправо, рука до отказа отведена назад - производится бросок.

Метание с разбега : ускоряющийся разбег заканчивается скрестным шагом правой ноги и выпадом левой, т. е. исходным положением для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок производятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2-2,5 м.

] Основная статья : Метания в легкой атлетике

Метания в легкой атлетике

Легкоатлетические метания - это спортивные упражнения, к которым относятся: толкание ядра , метание копья, диска и молота . Кроме того, к ним следует причислить метания малого мяча и гранаты , которые считаются прикладными видами.

Конечная цель метаний - осуществить максимально далекое перемещение снаряда путем броскового или толчкового движения в определенную зону с соблюдением правил соревнований. Вместе с тем сложность метаний заключается в том, что данные движения выполняются снарядами, имеющими определенный вес и различную форму, и происходят в ограниченном месте сектора стадиона.

По специфике двигательной деятельности метания относятся к двум группам упражнений. К группе ациклических видов относятся толкание ядра и метание диска. Здесь в целостном упражнении движения не повторяются. К комплексной группе (циклическо-ациклической) относятся метание копья, малого мяча, гранаты и молота. В этих упражнениях в предварительной части разгона снаряда движения циклически повторяются, а в заключительной части являются ациклическими.

По другой классификации метания относятся к скоростно-силовым видам спорта. Данная характеристика отражает проявление двигательных качеств в процессе метания.

Метания также можно рассматривать с позиции преимущественной направленности пути воздействия на снаряд в период его разгона. Так, в толкании ядра «скачком», метании копья, малого мяча и гранаты предварительный разгон происходит путем прямолинейного разбега, в толкании ядра «поворотом», метании диска и молота ^поворотно-поступательным движением.

С точки зрения механики дальность полета снаряда (S) в метаниях зависит от ряда причин. Основными из них являются: начальная скорость его вылета (V), угол вылета (а), сопротивление воздушной среды и высота выпуска снаряда (табл. 2).

Дальность броска определяется по формуле

где g - ускорение свободного падения.

Формула иллюстрирует, что наиболее значимым фактором, обеспечивающим результативность броска, следует считать начальную скорость вылета снаряда. Из нее видно, что дальность полета прямо зависит от величины квадрата скорости, достигнутой снарядом во время его выпуска. Средние величины начальной скорости (обобщенно для мужчин и женщин), по классическим видам легкоатлетических метаний у квалифицированных спортсменов представлены в табл. 2.

Начальная скорость вылета снаряда достигает своей максимальной величины в результате сложения скоростей, набранных в фазе разбега и в фазе финального усилия. Таблица 3 показывает различные способы достижения скорости вылета в зависимости от структуры применяемого вида метаний. Наибольший прирост скорости в финальном усилии осуществляется при толкании ядра (85 %) и метании копья (80 %). В метании молота основной вклад в начальную скорость снаряда (85 %) происходит в разбеге (путем выполнения предварительных вращений снаряда и поворотов). В метании диска значение разбега и финального усилия для прироста скорости примерно одинаково.

Таблица 2. Основные условия, определяющие дальность полета снаряда (средние величины и уровень значимости)

Таблица 3. Соотношение показателей скорости разгона снаряда в конце основных фаз движения (от 100 % начальной скорости вылета снаряда)

Начальная скорость вылета снаряда прямо связана с величиной пути его перемещения в процессе разгона. Самый длинный путь преодолевает молот как при разбеге (более 60 м при метании с трех поворотов и более 72 М при метании с четырех), так и в финальном усилии (более 6 м). Самый короткий - ядро. Так, при разбеге «скачком» его средний путь равен 1,20 м, а «поворотом» - 2,30 м; в финальном усилии длина пути находится в пределах 1,70 м (табл. 4).

Время разгона снаряда имеет обратную связь с начальной скоростью его вылета, т. е. уменьшение времени разгона ведет к увеличению скорости.

Другим фактором, влияющим на дальность полета снаряда, является угол вылета снаряда (а). Он определяется как угол между вектором скорости (который по направлению соответствуете касательной к траектории полета снаряда в момент его выпуска) и горизонталью (Рис. 3). Практически во всех видах метания-, угол вылета всегда меньше теоретически выгодного угла равного 45°. Уменьшение угла вылета до оптимальных величин связано с аэродинамическими свойствами снаряда (диск, копье), сопротивлением воздушной среды, высотой выпуска снаряда и условиями, при которых происходит наиболее выгодное использование основных мышечных групп метателя во время броска. Средние значения углов вылета были приведены в табл. 2.

Сопротивление воздушной среды влияет на дальность броска во всех видах метания, но мера этого влияния различна. Наибольшее воздействие воздушная среда оказывает на диск и копье, в меньшей степени - на малый мяч. При метании молота, гранаты и толкании ядра данное влияние незначительно.

Рис. 3. Показатели, определяющие траекторию полета ядра

Во всех видах метаний (кроме метания планирующих снарядов) встречный ветер снижает дальность броска, а попутный ее повышает. При метании планирующих снарядов встречный ветер наоборот может существенно увеличить дальность, а попутный несколько ее уменьшить. Особенно это проявляется при метании диска, где, к примеру, встречный ветер скоростью 5 м/с может увеличить результат до 10%. Это связано с аэродинамическими свойствами данного снаряда, когда воздушная среда образует подъемную силу, которая проявляется на нисходящем отрезке траектории полета. Однако следует помнить, что планирующее свойство диска предъявляет необходимые требования к точности выполнения финального усилия для создания необходимого угла атаки.

Углом атаки называется угол, образованный плоскостью диска (или осью снаряда при метании копья) и касательной к траектории его полета. Угол атаки в зависимости от направления, силы ветра и аэродинамических свойств снаряда может быть положительным (увеличивая дальность) или отрицательным (уменьшая дальность). Его величина во время метания диска против ветра колеблется в пределах 10-12е. При попутном ветре или безветрии он уменьшается.

Таблица 4. Соотношение длины пути перемещения снаряда в основных фазах движения (усредненные показатели)

Для устойчивого положения в полете после выпуска диск вращается вокруг вертикальной оси, а копье - вокруг продольной.

Высота выпуска снаряда (h) как фактор, влияющий на дальность броска, наибольшее значение (из всех видов метаний) имеет при толкании ядра (Рис. 3). При прочих равных условиях, чем выше рост метателя и длина его рук, тем выше точка выпуска снаряда и тем самым дальше его полет. Одновременно высота выпуска снаряда связана с углом местности.

Угол местности (р) - это угол, образованный линией, соединяющей точку падения снаряда с точкой его выпуска и горизонталью. Изменение угла местности прямо связано с высотой выпуска снаряда и обратно с дальностью броска. Самый большой угол местности отмечается при толкании ядра. Его величина находится в пределах 5 -10°.

Вместе с рассмотренными условиями, определяющими результативность броска с позиции механики, существуют и другие, знание которых необходимо для эффективного выполнения метания. К ним относятся:

  • особенности техники метательных движений (последовательность включения отдельных мышечных групп, начиная с нижних частей тела, при броске, правильный ритм выполнения движения; «хлестообразное» выполнение финального движения путем своевременного торможения в суставах для передачи общего количества движения в снаряд и др.);
  • точность попадания в ребро снаряда при метании диска и в ось снаряда при метании копья;
  • форма и конструкция снаряда (диски бывают обычные и с лучшими планирующими характеристиками, шар молота бывает разного диаметра - от этого зависит удаленность его центра тяжести от ручки снаряда, где большее расстояние способствуем увеличению дальности броска).

Легкоатлетические метания по структуре состоят из двух частей: разбега и финального движения. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд последовательных и взаимосвязанных фаз, где к разбегу относятся держание снаряда, исходное положение, предварительные движения и фаза основного разбега. К финальному движению причислены фаза финального усилия и фаза сохранения равновесия после броска.

Держание снаряда . Снаряд во всех видах метаний (кроме метания молота) держат одной рукой. В метании молота «хват» снаряда осуществляется своеобразным способом двумя руками. Правильное держание снаряда обеспечивает необходимые условия для точного приложения усилий в финальном движении.

Исходное положение . В данной фазе, путем занятия наиболее удобного положения, создаются индивидуальные условия, настраивающие метателя на дальнейшее движение. В метаниях, в которых разгон снаряда осуществляется в ограниченном пространстве (в круге), спортсмены занимают исходное положение, располагаясь спиной в противоположной от направления броска части круга. В метаниях, в которых разгон выполняется на дорожке, спортсмены занимают положение в ее начале лицом по направлению броска.

Предварительные движения . В предварительной фазе снаряду задается необходимый импульс путем его первоначального разгона. В толкании ядра «скачком» - «замах» наклоном вперед и «группировка». В толкании ядра «поворотом» - «замах» скручиванием в противоположную от направления поворота сторону. В метании диска - предварительными размахиваниями. В метании молота - предварительными вращениями. В метании копья, малого мяча и гранаты разбег начинается без предварительных движений.

Основной разбег . Главная задача разбега заключается в придании оптимальной скорости снаряду и создании для системы «метатель-снаряд» необходимых условий перед выполнением финальной части броска.

При метании копья, малого мяча и гранаты разбег осуществляется беговыми шагами в сочетании с бросковыми шагами по прямолинейному пути. При толкании ядра «скачком» он выполняется путем скачка. При толкании ядра «поворотом» и метании диска разбег производится одним вращением, а при метании молота Щ тремя или четырьмя поворотами.

Достижение линейной скорости снаряда во вращательных движениях зависит от угловой скорости и радиуса его движения в повороте. Угловая скорость прямо связана с быстротой перемещения метателя при вращении, а радиус зависит от длины рук метателя и способа выполнения движения. Оптимальное соотношение угловой скорости и длины радиуса приводит к получению необходимой величины линейной скорости в конце разбега.

В заключительной части разбега во всех видах метаний спортсменам необходимо занять такое положение, чтобы произошло опережающее движение нижних звеньев тела (ног и таза) по отношению к верхним (туловищу и рукам со снарядом). Это перемещение называется «обгоном» снаряда. Его цель заключается в предварительном растягивании мышечных групп, участвующих в броске, для их активного сокращения к моменту выпуска снаряда.

Финальное усилие . Задача данной фазы состоит в придании снаряду дополнительной скорости, вплоть до максимальной, и выпуске его под оптимальными углами вылета и атаки. Финальное усилие - это продолжение предыдущих движений, и поэтому очень важно, чтобы переход от разбега к заключительной фазе броска был максимально скоординированным.

Результативность финала связана с протяженностью пути и временем разгона снаряда, а также с направлением и величиной усилий воздействия на него.

Финальное усилие происходит в двухопорном положении.

Необходимо сохранить состояние «обгона» до момента свое-временной остановки нижних звеньев тела и передачи общего количества движения верхним звеньям и снаряду. Следует соблюдать эту очередность остановки двигательных звеньев и начинать ее со стопорящего движения левой ноги (для правшей) в сочетании с правильной работой правой, вплоть до выпуска снаряда.

Важным условием эффективного финала является ускоряющийся скоростно-силовой ритм метания и максимальная степень реализации скоростно-силового потенциала метателя.

Сохранение равновесия. Остановка после выпуска снаряда осуществляется либо стопорящим движением ног, упруго стоящих на опоре, либо путем перескока с ноги на ногу, либо вращением вокруг левой ноги.

Правильное распределение усилий в финале способствует устойчивому сохранению равновесия после выпуска снаряда. Здесь важно учитывать требование правил соревнований, которое указывает на то, что метатели должны оставаться в круге или сектой ре до тех пор, пока снаряд не коснулся земли.

Одним из критериев, определяющих уровень владения техникой в целом и ее частями, считается разница в метании снаряда с полного разбега и с места. В толкании ядра она составляет 1,5 -2 м, в метании копья - 25 - 30 м, в метании диска - 8 -12, в метании молота - 25 - 32 м.

Введение

Легкоатлетические упражнения широко используются начиная с самого раннего возраста в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих. Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

средство восстановления и реабилитации организма;

средство воспитания и развития подрастающего поколения;

учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта.

Цель данной работы - охарактеризовать отдельные вопросы различных видов легкой атлетики, а именно:

основы техники метаний;

технику дугообразного разбега в прыжках в высоту способом «Фосбери-флоп»;

составить комплекс упражнений на развитие частоты движений.

Основы техники метаний

Метания, как вид спорта и средство физического развития представляет собой прикладное, координационно-сложное двигательное действие, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, необходимы согласованность в их движении и соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию.

Упражнения с мячом и само метание способствуют развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной), кроме того мяч, находится в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть, как «познавательный орган» (форма, объем предмета, плотность, температура), так же способствует развитию мелкой моторики рук, которая в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей.

Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует развитию телесной ловкости, формированию «схемы тела», что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. Как указывают B.C. Гурфинкель и Ю.С. Левик «схема тела» или «модель тела» это - функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвеньевой биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Таким образом, роль метания, как средства физического развития учащихся, очевидна.

В легкой атлетике четыре вида метаний , техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда: легкое копье легче метнуть из-за головы; ядро, имеющее форму шара и довольно тяжелое, легче толкнуть; молот, имеющий ручку с тросом, метают раскручивая; диск, напоминающий выпуклую с двух сторон тарелку, метают одной рукой с поворота.

Также метания можно разделить на две группы :

1) метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами;

2) метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами.

Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов. Овладение техникой метаний дает возможность спортсменам в процессе решения двигательной задачи развивать в основной фазе метания максимальные силы в нужном направлении при использовании внутренних сил, сил инерции и внешних сил, действующих на его тело.

Основная цель спортивных метаний - дальность полета снаряда в зоне, установленной правилами соревнований. Общими для всех метаний являются методы разгона, или сообщения скорости снаряду. Вначале скорость ему сообщается в процессе разбега (копье, граната или мяч), скачка (ядро) - это предварительная скорость, которую снаряд получает главным образом за счет работы мышц ног и туловища. Затем скорость снаряду сообщается после того, как он продвинется к передней части круга или сегмента, - за счет включения мышц плечевого пояса и руки, но на более коротком пути.

Таким образом, снаряд разгоняется сначала на более длинном пути меньшей по величине силой, а затем на более коротком пути - большей силой. На рис. 1 показан путь движения снаряда в процессе метания, на примере толкания ядра.

В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда , т.е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя.

Угол вылета - угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта.

Высота выпуска снаряда - расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора.

Угол местности - угол, образованный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Рисунок 1 - Траектория полета ядра

Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части : разбег; финальное усилие; торможение после выпуска снаряда . Четвертая часть - полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики.

Технику спортивных метаний для удобства обучения можно разделить на части в соответствии с их задачами: держание снаряда, подготовка к разбегу и разбег, подготовка к финальному усилию, финальное усилие, выпуск и полет снаряда. Остановимся на наиболее значимых фазах.

Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель - придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, высота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды.

Держание снаряда . Задача здесь - держать снаряд так, чтобы выполнить метание свободно, с оптимальной амплитудой движения, с наибольшей скоростью. С целью увеличения амплитуды движений в разбеге и увеличения пути приложения силы в заключительной фазе снаряд удерживается кистью так, чтобы он был ближе к концам пальцев.

Разбег . Основная задача - сообщение системе «метатель - снаряд» оптимальной начальной скорости. Он выполняется поступательным движением, и скорость системы «метатель - снаряд» достигается при разбеге (копье, граната, мяч) или в скачке (ядро).

Во время разбега системе «метатель - снаряд» придается предварительная скорость, которая в разных видах метаний будет различна (2 - 3 м/с - в толкании ядра, 7 -8 м/с - в метании копья и диска, 23 м/с - в метании молота). Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота - угловая скорость.

Финальное усилие . Как известно, скорость снаряду сообщается в стартовом разгоне и составляет в толкании ядра 15-20%, метании копья (гранаты, мяча) - 15-22%, а остальная скорость сообщается снаряду в финальном усилии. Финальное усилие начинается с «захвата» снаряда в момент принятия метателем двухопорного положения после разбега; мышцы ног, сокращаясь, поднимают туловище с одновременным выведением таза вперед. Этим достигается необходимое условие для того, чтобы мышцы туловища остались растянутыми, а выпрямленная левая нога послужила упором для прекращения движения звена. Выпрямленные ноги метателя являются твердой опорой, необходимой для сокращения мышц туловища, после сокращения которых включаются в работу мышцы руки. Особое значение в этой части приобретает последовательное сокращение мышц.

Во время финального усилия предварительная скорость увеличивается и в этой фазе осуществляется передача количества движений системы «метатель - снаряд» непосредственно снаряду. Причем скорость снаряда увеличивается в метании копья и толкании ядра в 4-5 раз, в метании диска - в 2 раза, а при метании молота в фазе предварительного раскручивания снаряда скорость в 4 - 5 раз выше окончательной. В метании молота инерция движения раскрученного снаряда настолько велика, что спортсмен за счет собственных мышечных усилий не может существенно влиять на скорость снаряда и почти все его усилия направлены на поддержание скорости и создание оптимальных условий для его выпуска.

Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мышц плечевого пояса и рук а также за счет опережающих действий нижних звеньев тела. Это верно для метания копья, диска и толкания ядра. В метании молота иное положение. Сначала работа мышц рук и верхнего плечевого пояса придают скорость, и затем, по мере увеличения скорости снаряда, включаются мышцы туловища и ног, которые способствуют удержанию правильного положения тела и движению его вокруг оси с продольным продвижением вперед, противодействуя центробежной силе снаряда.

Одним из правил в метаниях является то, что для придания скорости системе «метатель - снаряд» необходимо данный снаряд «вести» за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движению снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение.

Предварительная скорость системы «метатель-снаряд» всегда будет оптимальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финального усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на какие только способен спортсмен, и в последней части фазы передается снаряду.

Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышечных усилий придается скорость системе, а затем на коротком отрезке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда.

Для того чтобы увеличить скорость вылета снаряда , можно идти по четырем направлениям:

1) увеличивать силу;

2) увеличивать путь воздействия силы;

3) уменьшить время действия силы и

4) комплексное направление по трем предыдущим.

Спортсмен, постоянно тренируясь, работает над увеличением силы мышц, но этот процесс длительный, и в то же время нельзя до бесконечности увеличивать мышечную силу, так как у человеческого организма есть свой предел. Путь приложения силы - тоже консервативное направление. Как увеличить этот путь в фазе финального усилия, где как раз и происходит основной прирост скорости? Спортсмен ограничен правилами соревнований, местом выполнения метания. Изменения в технике метаний в основном касались фазы разбега. Только в толкании ядра была сделана попытка изменить скачкообразный прямолинейный разбег на вращательный, а метатель А. Барышников показал технику толкания ядра с поворота. В этих двух видах техники толкания ядра есть свои и положительные, и отрицательные стороны. Применение того или иного вида будет зависеть от индивидуальных особенностей метателя. Третье направление - уменьшение времени действия данной силы на определенном пути имеет больше перспектив, т.е. спортсмен работает конкретно не над развитием силы (хотя и не опускает этот фактор), а над увеличением прироста силы в единицу времени, над быстротой проявления данной силы, которая относится к скоростно-силовым качествам. В финальном усилии спортсмен должен выполнять движение на определенном пути, не отклоняясь от него, для того чтобы вектор предварительной скорости системы «метатель-снаряд» совпал с вектором начальной скорости вылета снаряда. В практике это называют «попасть в снаряд», характеризуя техническую подготовленность метателя. Таким образом, результат в метаниях будет зависеть от скоростно-силовой и технической подготовки метателя. В придании скорости снаряду участвуют различные звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности. Причем последующие движения должны как бы наслаиваться на предыдущие, подхватывать движение. Начинают работу мышцы ног, затем - мышцы туловища, плеч, предплечья, а завершают работу мышцы кисти. Это еще одно из правил эффективного техничного выполнения спортивного метания. За счет последовательного включения в работу звеньев тела снизу-вверх в фазе финального усилия происходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние, здесь также в работу включаются растянутые мышцы в каждом звене, и каждое звено включается в работу на скорости, а не с места. Причем скорость звеньев возрастает от нижних к верхним.

Угол вылета снаряда является одним из основных факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда - 45° (в безвоздушном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). В реальной жизни угол вылета снаряда различен во всех видах метаний, отличается по половому признаку и весу снаряда. В спортивных метаниях угол вылета снаряда зависит от :

начальной скорости вылета снаряда;

высоты выпуска снаряда;

аэродинамических свойств снаряда;

скорости разбега;

состояния атмосферы (направление и скорость ветра).

Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38 до 42°, причем самым оптимальным является угол 42°, дальнейшее увеличение угла приводит к снижению результата.

Угол вылета в метании диска: у женщин - 33 - 35°, у мужчин - от 36 до 39°. Это, по-видимому, объясняется разным весом снарядов, различной скоростью вылета и разной площадью поверхности снаряда.

Оптимальный угол вылета в метании копья находится в пределах от 27 до 30° для планирующего копья, т.е. старого образца. С введением копья со смещенным центром тяжести угол увеличился до 33 - 34°.

В метании молота самый большой угол вылета - 44°. Это можно объяснить большой массой снаряда и большой начальной скоростью вылета.

При увеличении скорости разбега угол вылета снаряда во всех видах метаний незначительно повышается, кроме метания диска, где, наоборот, угол вылета понижается.

Высота выпуска снаряда также оказывает влияние на результат в метаниях: чем выше высота, тем дальше летит снаряд. Но высоту выпуска снаряда невозможно увеличить для одного и того же метателя. Высота выпуска снаряда будет играть роль при анализе результативности различных метателей. При спортивном отборе необходимо учитывать для специализации в метаниях не только сильных, но и высокорослых, длинноруких спортсменов.

На дальность полета снаряда будет влиять и сопротивление воздушной среды. При метаниях молота, гранаты, малого мяча и толканиях ядра сопротивление воздушной среды постоянно и мало, поэтому их значения обычно не учитывают. А при метании копья и диска, т.е. снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, воздушная среда может оказать существенное влияние на результат.

Аэродинамические свойства диска примерно в 4,5 раза лучше, чем копья. В полете эти снаряды вращаются: копье - вокруг своей продольной оси, а диск - вокруг вертикальной оси. Копье совершает примерно 25 оборотов, что недостаточно для появления гироскопического момента, но эта скорость вращения стабилизирует положение копья в полете. При полете диска вращение его создает гироскопический момент, который противодействует повороту диска вокруг вертикальной оси и стабилизирует его положение в воздухе.

В полете возникает сила лобового сопротивления, которая характеризуется отношением площади поперечного сечения снаряда к силе и скорости набегающего потока воздуха. Набегающий поток воздуха давит на площадь поперечного сечения снаряда, обтекает снаряд. С противоположной стороны возникает область пониженного давления, характеризующая подъемную силу, величина которой будет зависеть от скорости набегающего потока воздуха и угла атаки снаряда.

В метании копья и диска подъемная сила превышает лобовое сопротивление, увеличивая тем самым дальность полета снаряда.


Рисунок 2 - Возникновение подъемной силы у летящего диска:

а - прямой удар; б - косой удар с нормальным положением диска; в- косой удар с повышенным углом атаки

Угол атаки может быть отрицательным и положительным. При встречном ветре необходимо уменьшать угол атаки, тем самым уменьшая силу лобового сопротивления. При попутном ветре угол атаки надо повышать до 44°, создавая диску свойства паруса.

При метании женского диска встречный ветер требует большего снижения угла вылета, чем при метании мужского диска. Дальность метания снаряда будет влиять на угол вылета: чем дальше летит снаряд, тем больше угол вылета.

Во всех видах метания, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд (сила лобового сопротивления) не влияет на угол вылета. При толкании ядра чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ускоренный разбег, слитность все ускоряющихся движений при разбеге, обгоне снаряда и заключительном усилии характеризуют правильную технику метаний.

атлетика метание дугообразный упражнение

Посмотрите на скульптуры древних греков, на фрески времен Римской империи и даже на наскальные рисунки первобытных племен. Есть сходство? Все древние изображали воинов или охотников, бегущих с поднятым для броска копьем.

В былые времена умение метать копье приравнивалось к умению выживать почти у всех населявших планету племен. Сейчас оно потеряло свою актуальность, но метание мяча - обязательный навык для любого человека. Ведь именно метание позволяет нам развить почувствовать все группы мышц и научиться правильно распределять усилия.

История

В древности жители разных государств (скорее даже территорий) постоянно воевали друг с другом. Одни оборонялись, другие, наоборот, завоевывали новые территории. До появления пороха все оружие представляло собой мечи, пики, копья и стрелы. Побеждал сильнейший и проворнейший. Тот, кто точнее попадал в цель, тот, кто мог правильно оценить свои силы и вовремя уйти от рукопашной схватки, метнув копье или пику. Этот навык был прямой дорогой к выживанию и победе.

Именно поэтому в мирное время воины не переставали тренироваться. Для того чтобы оценить свои умения и сравнить их с мастерством других воинов, устраивались соревнования по метанию копья и пики. Чаще всего это были состязания на дальность броска и точность попадания в цель. В современных условиях спортсмены осваивают метание мяча в цель, а не оружия.

Победитель определялся судьями. А дальность броска измерялась «ступней», ведь метрической системы еще не было. Судья отсчитывал расстояние, на которое спортсмен метнул копье, своими ступнями. Это была самая точная мера.

И по сей день легкоатлеты соревнуются в метании копья, диска, ядра. Все эти виды спорта относятся к легкой атлетике, даже несмотря на значительные габариты толкателей ядра. На Олимпиадах разыгрывается не один комплект наград в этом виде спорта. Но для того чтобы научиться метко и далеко метать, необходимо много тренироваться. Первые навыки мы получаем еще в школе, когда на уроках физкультуры осваиваем метание мяча.

Зачем учиться метанию?

Казалось бы, простая задача: бросить мяч как можно дальше, или попасть в цель, которая находится на приличном расстоянии. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что только обучение технике метания мяча дает нам результат. Без тренировок самое "простое", что может произойти - это вывих или Ведь нужно понять, как скоординировать движения рук и ног, чтобы получить достойный результат. Поэтому метание мяча почти в игровой форме помогает нам лучше понять свое тело, научиться им управлять и, конечно, укрепить мышцы: рук, ног, туловища. Особенно важно это упражнение для детей. В 9-10-летнем возрасте ребенок уже понимает, что координация движений - непростая задача.

Во взрослом возрасте молодые люди могут снова столкнуться с метанием. Правда, в этот раз уже гранаты. Техника метания мяча подходит и для гранат. Разница заключается только в удержании этих снарядов и в их весе. Конечно, похвастаться таким редким умением, как метание копья, могут немногие. Но поразить друзей и приятелей точным броском мяча в цель и добавить пару баллов своему авторитету не помешает никому!

Легкая атлетика: метание

Метание - это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий (кратковременное, но максимальное по напряжению). Цель любого броска - переместить на максимально далекое от спортсмена расстояние. Метание мяча, а с него все начинается, помогает развить силу, ловкость и быстроту действий. Кроме того, у человека появляется понимание оптимального соотношения этих усилий.

Несмотря на кажущуюся простоту, метание - довольно сложное упражнение. Выбрасывая мяч, необходимо оценить скорость и силу рук, соотнести их с разбегом и понять, в какой момент нужно, собственно, «отпустить» мяч, чтобы и он полетел далеко, и спортсмен остался стоять (а не упал, например, или заступил за черту). Все это позволяет развить еще и анализ наиболее выгодного исходного положения, стремительности разбега и размаха, и наконец, определение точки приложения максимальных усилий при броске.

Различают три вида метания:

  1. Метание малого мяча, гранаты, копья. Эти снаряды отличаются легкостью. Их бросают из-за головы после стремительного разбега.
  2. Метание различных дисков (основная отличительная черта снаряда - вес). Диски перед броском разгоняют за счет вращения корпуса спортсмена.
  3. Всевозможные не «метают», а «толкают». Ядро - самый тяжелый снаряд, поэтому перед тем как его толкнуть, спортсмену нужно совершить «скачок» (буквально, подскочить и в высшей точке вытолкнуть ядро от плеча).

Основы метания

Современная легкая атлетика не рассматривает метание снарядов в цель. Метание малого мяча на дальность - вот первоочередное упражнение. Бросок может выполняться любым способом: стоя из-за головы, из-за головы с разбега, выбрасывание снаряда с раскручиванием его, толкание от плеча. Способ метания выбирается в зависимости от снаряда (его размера и веса). Исходя из возрастных и физиологических характеристик спортсмена подбирается спортивный снаряд.

В самом начале занятий этим видом спорта не рекомендуется применять максимальную силу. Мышцы и суставы еще не подготовлены и «не знают» задачи, а это чревато вывихами и растяжениями. Обучение технике метания мяча начинается все же с бросков по цели (меткость). Постепенно задача усложняется, и к меткости прибавляется и дальность. В дальнейшем при серьезном занятии метанием переходят к другим более тяжелым и сложным снарядам.

Что необходимо учитывать при броске

Итак, от чего зависит дальность полета? Специалисты выделяют четыре условия, определяющие успешный бросок: скорость вылета снаряда, угол, высота точки, в которой снаряд отрывается от спортсмена и сопротивление воздуха.

Разберемся по порядку с каждым фактором. На начальную скорость влияют усилие, которое прикладывает спортсмен в момент выбрасывания. Далее, длина пути мяча, который он проходит в руке легкоатлета. И наконец, время, за которое этот путь в руке преодолевается.

Соответственно, чем дольше путь и меньше время, тем больше скорость выброшенного снаряда. Метание мяча с разбега подразумевает скорость самого разбега, поворот корпуса и скачок метателя. В конце разбега метатель создает «обгон» снарядом спортсмена. Для метателей мяча и копья - это последние шаги разгона, для дискоболов - обгон создается во время поворота корпуса, а для толкателей ядра важны последние секунды скачка.

Время разбега можно уменьшить только за счет ускорения метателя. Поэтому обучение метанию мяча включает в себя и тренировки по бегу с ускорением. На последнем шаге разбега спортсмен выталкивает снаряд не только вперед, но и вверх.

При броске мяча важным моментом оказывается угол полета по отношению к горизонту. Знания элементарной геометрии и законов тригонометрии позволяют утверждать, что максимальная дальность достигается при угле вылета в 45°. Практически добиться такой точности не представляется возможным. Опытные и тренированные метатели выталкивают снаряд под углом 30-43°.

Надо отметить, что метание мяча на дальность не зависит от роста и длины конечностей спортсмена. На первый взгляд кажется, что чем выше легкоатлет, и чем длиннее у него руки, тем дальше полетит мяч или копье. На практике же мы сталкиваемся с тем, что рост влияет только на высоту точки вылета, но при правильном броске эта характеристика существенно не повлияет на конечный результат.

Такое же непринципиальное значение имеет и сопротивление воздушных масс. Безусловно, воздушный поток уменьшает время и скорость полета. А значит, и дальность броска. Но для таких малых предметов, как мяч, это несущественно. Правильно «запущенный» диск может, вообще, быть «подхвачен» потоком воздуха и может пробыть в воздухе на доли секунды дольше.

В любом случае влияние высоты точки вылета и сопротивления воздушных масс описывается сантиметрами дальности полета. В отличие от скорости разбега и угла выброса снаряда.

Основы метания мяча

Один из первичных навыков, который получает человек - это умение бросить мяч и поймать его. Уже двухлетние малыши могут отлично справляться с этой задачей. Конечно, детская игра в мяч не имеет ничего общего с метанием снарядов, но лишь подчеркивает важность развития ловкости и меткости.

Мяч для метания необходимо держать за головой и чуть выше ее уровня. Локоть не должен быть выше плеча, и плечо с предплечьем должны составлять угол меньше 90°. Профессионалы и их тренеры утверждают, что из этого положения бросок получится самым эффективным.


Разбег перед броском

Техника метания мяча подразумевает разбег протяженностью в 20 м. На практике это расстояние немного колеблется в зависимости от индивидуальных характеристик спортсмена. Сам разбег должен быть равномерным, но с ускорением. Важен и шаг: легкий, пружинистый (ни в коем случае не бег с наклоном корпуса вперед). Кроме того, во время разбега необходимо контролировать положение толчковой руки.
Условно разделив разбег на две равные части, получим подготовительную - собственно набор скорости легкоатлетом, и бросковую - подготовку к метанию снаряда.

Здесь огромное значение имеет координация движений. Необходимо сохранить скорость, набранную в первой части разбега, и при этом завести руку для броска за спину.

В начале разбега спортсмен опирается на переднюю часть стопы и слегка наклоняет корпус вперед. Перед финальным усилием необходимо сделать несколько «бросковых» шагов и отвести за это время руку со снарядом назад. Чтобы облегчить задачу, на дорожке для разбега обычно помечается место, в котором необходимо начать движение руки назад.

Как правильно отводить руку со снарядом

В момент броска корпус атлета должен оказаться слегка наклоненным назад. Т.е. во время бросковых шагов необходимо, чтобы ноги, буквально, обогнали руки. Это нужно для того, чтобы максимально увеличить путь приложения силы к мячу. Известно несколько способов отведения руки назад во время разбега.

На уроках мы легко осваиваем одновременный поворот плеча в сторону броска с отведением руки назад (также за счет движения плечевого сустава). Когда же нас интересует профессиональная легкая атлетика, метание мяча требует поиска более эффективных техник.

Таковой признана технология «отведение мяча от плеча прямо-назад». Это движение кисти значительно упрощает общий разгон и не снижает скорости. Другой способ, движение руки вперед-вниз-назад, предоставляет больше возможностей для контроля своевременности движений руки относительно центра тяжести корпуса атлета. Этот способ считается самым динамичным.

Скрестный шаг

Как уже отмечалось, скорость при разбеге - важная составляющая успешного броска снаряда. Однако нет необходимости добиваться т.к. это может вызвать перенапряжение мышц. Такая мышечная нагрузка отрицательно скажется на более ответственной части броска - выталкивании мяча.

Наиболее важным считается предпоследний из бросковых шагов. Именно он, «скрестный шаг», позволяет энергию разбега передать на отведенную назад руку со снарядом. Вообще, последние перед броском шаги предназначены для принятия удобного положения для выталкивания снаряда.

Разогнавшись, легкоатлет должен быстро оттолкнуться стопой левой ноги, чтобы создать ускорение для выноса вперед правой ноги, аккуратно, но быстро изменить наклон корпуса в положение назад и дать возможность ногам «обогнать» руки.

«Скрестный шаг» требует от метателя особого внимания. Необходимо проконтролировать согласованность всех действий и движений. Во время выполнения «скрестного шага» спортсмену нужно приземлиться на слегка открытую наружу ногу (до 40°), при этом убедиться, что рука со снарядом готова к дальнейшему броску. Незначительный поворот таза, который объясняется специфической постановкой ноги, поможет правильно метнуть мяч.

Собственно, исходное положение для финального усилия можно описать так: атлет опирается на слегка согнутую правую ногу, носок которой повернут наружу; корпус обращен левым боком в сторону метания снаряда, а прямая правая рука отведена назад. Левая рука, наоборот, слегка согнута в локте и находится возле груди. Распрямленная левая нога касается грунта внутренней стороной стопы. Очень важно, чтобы ось плеч и правой руки составляли прямую линию.

Бросок

Выброс мяча начинается в тот момент, когда атлет разгибает правую ногу в колене. Это движение позволяет переместить вперед и вверх таз, в то время как плечи остаются почти на месте. Кисть руки необходимо развернуть ладонью вверх, поворачивая при этом руку в плече и сгибая ее в локте. Все эти движения позволяют максимально растянуть мышцы правой стороны туловища, передней части правого бедра и правого плеча. Положение метателя называют «натянутый лук».

В этот момент спортсмен уже полностью развернулся грудью вперед, и бросковая рука проходит вперед, сгибаясь в локтевом суставе. Кисть с предплечьем остаются еще за спиной. Все описанные телодвижения позволяют максимизировать скорость вылета мяча в момент его броска. Вместе с этим левую руку необходимо отводить назад, чтобы инерция этого движения продвинула корпус вперед. Когда локоть метающей руки поравняется с ухом, необходимо начать резкое движение плеч вперед. Одновременно с этим движением атлет должен распрямлять локтевой сустав. Заканчивая бросок, метателю следует сделать «хлестообразное» движение кистью руки. По инерции корпус также поворачивается вправо, увеличивая продолжительность воздействия на снаряд.

Типичные ошибки

Для того чтобы достичь отличных результатов в метании мяча, необходимо упорно тренироваться. И обращать внимание на типичные ошибки. Их немного, несколько штук, но избавиться от них - важнейшая задача. Самые грубые - отклонение корпуса влево от направления броска мяча и сгибание левой ноги в колене в момент выталкивания снаряда. Это ведет к неизбежной потере начальной скорости вылета мячика из руки атлета.

Для того чтобы не заступить за ограничительную черту, спортсмену нужно погасить движение вперед. Перескочив с левой ноги на правую, одновременно сгибая ее в колене, можно справиться с этой задачей.

Техника метания мяча в цель практически не отличается от бросков на дальность. Но добавляется еще одно важнейшее умение: глазомер и точность оценки расстояния до цели. Все это также можно «натренировать» и «отрепетировать». Ведь нет ничего невозможного, все зависит от желания и упорства человека.

К основным видам легкоатлетических метаний относятся толкание ядра, метание диска, копья и молота. Целью метаний является стремление добиться наибольшей дальности полета спортивного снаряда. В решении этой задачи большое значение имеет владение рациональной техникой метания и высокий уровень развития физических качеств спортсмена.

Теоретически дальность полета снаряда (без учета сопротивления воздуха) можно определить по формуле: \ где v - начальная скорость вылета снаряда, а - угол вылета, g - ускорение свободного падения.

Как видно из формулы, увеличение дальности полета снаряда в наибольшей степени зависит от повышения начальной скорости вылета и увеличения угла вылета (так как ускорение свободного падения - величина постоянная 9,81 м/с 2). Однако лишь постоянное увеличение начальной скорости будет способствовать улучшению спортивных результатов. Увеличение же угла вылета имеет предел, равный 45°, и дальнейшее повышение этого угла не приводит к увеличению дальности полета снаряда. Расчеты показывают, что чем больше начальная скорость, тем больше ее влияние на дальность метания, которая пропорциональна квадрату скорости вылета снаряда. Прирост же спортивного результата за счет увеличения угла вылета (в пределах 45°) все более снижается.

Таким образом, увеличение начальной скорости вылета снаряда под оптимальным углом - главная задача метателя. Решению этой задачи способствует рациональная техника метаний, позволяющая наиболее целесообразно использовать основные физические качества спортсмена.

Несмотря на различную форму и вес снарядов, на разные условия и способы выполнения метаний, имеется много закономерностей, обусловливающих рациональную технику. Для удобства анализа техники метаний ее условно можно разделить на следующие основные фазы: держание снаряда, разбег, подготовка к финальному усилию, финальное усилие, вылет и полет снаряда.

Держание снаряда

Способ держания снаряда в руке и его несение во время разбега (поворота) зависят от устройства снаряда и техники метаний. Независимо от вида метаний общие требования правильного держания снаряда должны обеспечить спортсмену свободное выполнение всех движений с большой амплитудой. Правильное держание снаряда позволяет наиболее полно использовать длину и силу конечностей, по возможности расслаблять мышцы метающей руки до финального усилия и сохранять контроль за движениями спортсмена. Все это способствует передаче силы метателя на снаряд в нужном направлении и по наибольшему пути, что и обеспечивает высокую начальную скорость вылета снаряда.

С точки зрения биомеханики для увеличения амплитуды движения снаряд лучше держать так, чтобы он был ближе к концам пальцев метающей руки. Вместе с тем, следует учитывать и то, что чрезмерное удаление снаряда на концы пальцев может ослабить хват. Поэтому каждый метатель с учетом этих общих положений и своих индивидуальных особенностей должен определить для себя соответствующий способ держания снаряда.

Разбег

Разбег в метаниях выполняется с целью достижения оптимальной скорости передвижения метателя и снаряда, которые составляют единую систему. Он выполняется в виде бега (метание копья и гранаты), скачка (толкание ядра) и вращения (метание диска и молота, а также в некоторых случаях толкание ядра). Эта скорость в различных метаниях должна быть оптимальной, обеспечивающей наиболее эффективное ее использование в финальном усилии. Наибольшая скорость перемещения снаряда создается в метании молота, где к концу 3-4-го поворота она достигает 23-25 м/с (при метании диска - 10-15 м/с, при метании копья - 6-8 м/с). Самый медленный разбег при толкании ядра - около 3 м/с.

О роли разбега в метаниях говорят такие факты: при толкании ядра разница в дальности между броском с места и с разбега составляет в среднем 1,5-2 м, при метании диска - 7-10 м, при метании копья - 20-24 м. Эти данные могут служить критерием эффективности разбега.

Для достижения максимальной скорости броска, скорость разбега метателя должна соответствовать его скоростным и силовым возможностям, а также способности использовать в финальном усилии энергию, приобретенную в разбеге.

При вращательном разбеге энергия, накопленная системой метатель-снаряд, находится в прямой зависимости от угловой скорости всей системы, ее массы и радиуса вращения. При выполнении поворотов происходит чередование одноопорного и двухопорного положений. Так как двухопорное положение позволяет метателю более надежно обеспечивать устойчивость при вращении, то прежде всего в этом положении следует добиваться увеличения скорости вращения тела. Время пребывания в безопорном положении, при котором метатель не в состоянии увеличить скорость, должно быть минимальным.

При одинаковой угловой скорости вращения линейная скорость движения снаряда находится в прямой зависимости от длины пути его движения и достигается за счет большего радиуса вращения снаряда. Вместе с тем, вращение снаряда по большему радиусу с одной и той же угловой скоростью требует от метателя и больших усилий.

Наилучший разбег предполагает увеличение скорости системы метатель-снаряд от его начала до конца. Однако на практике это ускорение происходит неравномерно, иногда наблюдаются довольно значительные его колебания.

Подготовка к финальному усилию

Во второй части разбега, разогнав снаряд до определенной горизонтальной скорости, метатель проводит подготовку к финальному усилию, которое выполняется в виде так называемого обгона снаряда. При этом нижние части тела обгоняют верхние и снаряд. Обгон снаряда происходит не только в передне-заднем направлении, но и путем скручивания туловища и поясничной области в сторону, обратную направлению метания. Эти действия метателя играют очень важную подготовительную роль для успешного выполнения финального усилия. Они позволяют увеличить путь воздействия на снаряд, растягивают основные мышечные группы и создают предпосылки для быстрого перемещения всей массы метателя и основных участвующих в метании звеньев.

Во всех метаниях началу финального усилия не предшествует наличие опоры на обеих ногах, так как усилие начинается раньше постановки левой ноги на грунт. Это проявляется в виде некоторого выпрямления туловища и правой ноги еще до постановки левой ноги и оказывает положительное влияние на нарастание ускорения снаряда в момент перехода от разбега к броску. Однако это не означает, что надо подчеркивать начало броска, стоя еще на одной правой ноге и стремясь ее поскорее выпрямить, так как стремление к быстрой постановке левой ноги - правило метания любого снаряда.

Поступательное движение массы метателя не должно замедляться при переходе к финальному усилию, так как величина конечной работы пропорциональна массе и ее ускорению.

Исходное положение метателя перед финальным усилием во всех видах метаний имеет общие черты. Это положение характеризуется, во-первых, некоторым понижением ОЦТТ для лучшего использования силы ног при броске (за счет удобной расстановки ног и их сгибания до оптимальных пределов), а во-вторых, увеличением расстояния от руки со снарядом до предполагаемой точки вылета снаряда (за счет наклона и скручивания туловища, отведения руки со снарядом), что увеличивает путь воздействия силы метателя.

Целесообразность всех действий метателя перед финальным усилием должна рассматриваться с точки зрения обеспечения оптимальных условий для увеличения пути и силы воздействия на снаряд и максимального использования скорости, приобретенной метателем в разбеге.

Финальное усилие

Определенной границы между разбегом, подготовкой к финальному усилию и самим финальным усилием не существует. Ошибкой является наличие паузы или сохранение определенного положения вместо стремительного перехода к броску.

Переход к развитию мощного финального усилия начинается с момента постановки левой ноги на грунт. Большое значение во всех видах метаний имеет активное быстрое и мощное разгибание правой ноги, которое воздействует на тело метателя с ускорением вперед-вверх и ускоренно перемещает правую сторону таза вперед. Одновременно левая нога создает тормозящее влияние на перемещение тела вперед и способствует движению системы метатель-снаряд вверх. Поэтому левая нога при постановке на землю обычно, слегка амортизируя, несколько сгибается и быстро выпрямляется.

Во всех метаниях в начале финального усилия таз выводится вперед, его движения опережают движения плеч.

Правильное выполнение финального усилия предполагает начало движения с наиболее крупных и сильных мышечных групп с переходом к усилиям более мелких, но способных в этих условиях к быстрому сокращению групп мышц. Поэтому финальное усилие начинается с быстрого разгибания ног и туловища, убыстряясь по мере включения более удаленных звеньев тела (плечо, рука, кисть).

От начала броска до момента вылета снаряда быстро и напряженно работают все мышечные группы спортсмена - от пальцев ног до пальцев метающей руки, что требует высокой согласованности и координации движений. В начале финального усилия метатель затрачивает значительную силу на разгон всей системы метатель-снаряд, а накопленную при этом энергию он должен максимально использовать для передачи ее на снаряд, причем наибольшее усилие метатель может проявить при двухопорном положении, чем и вызвана необходимость быстрой постановки ног.

В процессе финального усилия перед метателем стоит задача не только увеличить путь приложения силы к снаряду, но и реализовать свои силовые и скоростные возможности для непрерывного воздействия на снаряд по всему пути с силой, обеспечивающей наибольшее увеличение его скорости при выпуске. У спортсменов высокой квалификации начальная скорость вылета снаряда достигает: в метании копья - 35 м/с, в метании диска - 28 м/с, в толкании ядра - 13-15 м/с.

Более рациональному применению силы метателя в финальном усилии способствует умелое использование эластических свойств мышц. Известно, что чем большая сила будет затрачена на растягивание мышц (до определенных пределов), тем большую работу они могут произвести при сокращении.

Определенную роль при метаниях играет работа свободной (левой) руки. В финальном усилии отведение ее в сторону (с опережением вращения туловища) способствует не только увеличению жесткости оси вращения, но и более быстрому сокращению предварительно растянутых мышц.

Вылет и полет снаряда

При выпуске снаряда сила метателя должна прилагаться таким образом, чтобы обеспечить наибольший его полет. Величина угла вылета имеет переменное значение и в каждом отдельном случае может быть различной. Как излишне высокий, так и низкий полет снаряда не дает нужного эффекта. Несмотря на то, что теоретически, без учета сопротивления воздуха, наиболее выгодным углом вылета любого снаряда считается угол 45°, на практике оптимальные углы вылета различных снарядов оказываются меньше.

Во-первых, это обусловливается тем, что спортивный снаряд выпускается в среднем на высоте от 160 до 200 см. Наличие разницы уровней вылета и приземления снаряда (так называемый угол местности) является первой причиной уменьшения теоретического угла выпуска. Во-вторых, метание под меньшим углом позволяет увеличить путь воздействия на снаряд и, в-третьих, строение мышечной системы спортсмена способствует большему приложению усилий при более низком угле вылета.

Все метательные снаряды при вылете получают вращательное движение, которое только в метании диска и копья имеет особое значение. Здесь действуют закономерности известного в механике принципа гироскопа (волчок с тяжелым диском), основным свойством которого является стремление сохранить ось вращения в пространстве и сопротивляться попыткам изменить положение этой оси.

Из механики известно, что сопротивление воздушной среды движущемуся телу пропорционально проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения, и квадрату скорости, поэтому практически сопротивление воздуха учитывается в случаях, когда начальная скорость вылета снаряда значительна.

При большой начальной скорости вылета диска и копья создается не только отрицательная сила лобового сопротивления воздуха, но и при благоприятных условиях возникает некоторая положительная подъемная сила, заставляющая эти снаряды планировать, удлиняя полет. Подъемная сила возникает благодаря разнице давлений сверху и снизу обтекающего снаряд воздуха.

Важную роль при метании планирующих снарядов играет так называемый угол атаки, который образуется продольной осью снаряда и траекторией полета. Он может быть нейтральным, положительным или отрицательным. Подбор соответствующей траектории и угла атаки позволяет опытным метателям показывать лучшие результаты при метании планирующих снарядов против небольшого ветра (до 5 м/с).

Оптимальными углами вылета при метании различных снарядов являются: при метании молота - 42-44°, при метании диска - 36-39° (мужского) и 33-35° (женского), при метании копья - 28-31°, при толкании ядра - 38-41°. При метании диска и копья против ветра оптимальный угол вылета уменьшается (по мере увеличения скорости ветра), при попутном ветре - увеличивается.

Читать далее

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
    • Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы
    • Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)
    • Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений
  3. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
    • Место и значение легкой атлетики в системе оздоровительных мероприятий
    • Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека
    • Методические рекомендации по проведению занятий по оздоровительному бегу и ходьбе
    • Контроль и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
  4. Основы техники видов легкой атлетики
  5. Спортивная ходьба
  6. Бег на короткие дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции
  7. Эстафетный бег
  8. Бег на средние дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на средние дистанции
  9. Бег на длинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на длинные дистанции
  10. Бег на сверхдлинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на сверхдлинные дистанции. Бег по шоссе
  11. Барьерный бег
  12. Бег с препятствиями
  13. Прыжки в длину с разбега
    • Основные правила соревнований в прыжках в длину с разбега
  14. Тройной прыжок с разбега
    • Основные правила соревнований в тройном прыжке с разбега
  15. Прыжки в высоту
Поделиться