Мишин Алексей Николаевич: биография, карьера, личная жизнь. Девчонки тоже будут прыгать четверные Любимая книга - поваренная

Алексей Мишин. Биография

Родился мастер спорта Алексей Мишин в городе Севастополе 8 марта 1941 года. Семье Алексея пришлось пережить нелегкие времена, в которые они узнали и голод, и болезни. Они много переезжала, но, в конце концов, Мишины окончательно осели в Ленинграде, куда перевели по работе отца.

Характер, способности и тягу к творчеству, в маленьком Алеше, развили его родители. Интересов у мальчика было больше, чем достаточно. Одним из увлечений была электроника, которой он хотел посвятить свое будущее став инженером.

Как начиналось карьера Алексея Мишина

С катанием на льду Алексей Мишин познакомился в детстве, когда отец, очень любивший фигурное катание, брал его с сестрой на каток. Катался он на коньках, взятых на прокат, до тех пор, пока его сестра Людмила не подарила ему первые коньки-снегурки, прикрепляющиеся к валенкам. В них будущий чемпион, зацепившись крюком за грузовик, катался по улицам Ленинграда. Уже тогда Алеша завоевал признание мальчишек, вытворяя всякие забавные и сложные движения.

Узнав об опасных забавах сына, родители в 15 лет решили отдать его в более надежное место - Ленинградский центр фигурного катания. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Васильевна Леплинская. Для начала спортивной карьеры было поздновато, но талант подростка компенсировал этот недостаток.

Путь к славе

Параллельно с тренировками Мишин Алексей учился в электромеханическом институте, понемногу идя к своей мечте детства стать инженером. Успешно окончил его, но жизненным призванием все-таки стало фигурное катание.

Вначале фигурист Алексей Мишин катался один, но вскоре его поставили в пару с талантливой фигуристкой - Тамарой Москвиной, с которой он начал завоевывать свои первые награды. Правда, вначале это было только серебро, но постепенно упорный труд и недюжий талант все-таки вывел их в чемпионы Европы 1969 года, оставив позади легендарных Протопопова и Белоусову. В том же году они завоевали золото на чемпионате мира.

Спорт позади - начала тренерской карьеры Алексея Мишина

Честно признавшись себе, что большего они достичь уже не смогут, Алексей и Тамара в свои 28 лет решили оставить большой спорт, занявшись тренерской работой. Фигурист Алексей Мишин ни о чем не жалеет, ведь время идет и жизнь тоже, поэтому он решил время вне спорта посвятить семье, дому и любимой работе. Слава и успех - прерогатива молодости, а зрелость понимает, на что действительно следует растрачивать свою жизнь, чтобы на закате дней не о чем не жалеть.

Родился Алексей в 1941 году в Севастополе. Вскоре началась война, семью Мишиных эвакуировали в Ульяновск. Время было голодное, и маленький Алеша заболел рахитом – болезнью недоедания. Его спасла мама, которая начала выращивать овощи на небольшом огороде.

После войны семья офицера Мишина поездила по разным городам, пока не осела в Ленинграде, в одной комнате в коммуналке. В этом городе незаметно в жизнь Алексея вошло фигурное катание. Просто отец водил детей на каток, и однажды его старшая сестра увидела, как нравится Алеше кататься, и подарила ему коньки.

Подвижный мальчишка не только на катке катался – он цеплялся за грузовик и выписывал разные опасные пируэты, балансируя на скользкой дороге.

Недалеко от их квартиры был Аничков дворец, куда приходили кататься знаменитые фигуристы. Алеша не подозревал, что скоро будет тренироваться с ними – он просто занимался в школе фигурного катания.

Карьера фигуриста

Первым тренером Алексея стала Нина Леплинская – учитель первого олимпийца Николая Панина. Она дала Мишину базовые знания и навыки. В это время тренер Майя Беленькая создавала свой коллектив фигуристов, и пригласила начинающего спортсмена к себе. Здесь у него произошла встреча с Тамарой Москвиной, которая определила всю его дальнейшую профессиональную судьбу. Дуэт Мишин-Москвина представлял Советский Союз на многих соревнованиях:

1968 год – серебро на чемпионате Европы;

1969 год – победители чемпионата СССР;

1969 год – «серебро» на чемпионате мира;

1969 год – «бронза» на чемпионате Европы.

Во всех этих турнирах вместе с ними выступали Людмила Белоусова и Олег Протопопов, и везде они были сильнее. Мишин понял, что перспектив стать абсолютными чемпионами у них с Москвиной немного, и решил уйти на тренерскую работу.

И он не ошибся – уже через пять лет его ученик Юрий Овчинников выигрывает чемпионат СССР. В его команде были настоящие самородки – например, Татьяна Оленева, которая также стала чемпионкой Советского Союза, участвовала в европейских состязаниях.

В 1976 году в судьбе тренера произошло непонятное: он стал «невыездным», его книгу не напечатали, перестали приглашать на радио и телевидение. Три года он был в неведении, пока не выяснилось, что произошло недоразумение.

Мишин начал работать с воодушевлением: тренировал, искал новые приемы. В 1994 году результат превзошел ожидания: его ученик Алексей Урманов выграл чемпионаты Европы и мира. Позднее эти же звания получил знаменитый на весь мир спортсмен Евгений Плющенко. А все благодаря новшествам и экспериментам, сторонником которых всегда был Мишин.

Сейчас тренер в солидном возрасте, однако по-прежнему катается, учит студентов в ВУЗе, участвует в телепередачах, его приглашают в качестве консультанта зарубежные команды фигуристов.

Личная жизнь

Можно сказать, что фигурное катание плавно перетекло в личную жизнь Алексея Мишина, ведь его жена – та самая Татьяна Оленева, которую он тренировал в 70-х годах. Он же уговорил ее стать тренером женской команды российских фигуристок.

А позже они поженились и уже не расставались ни на льду, ни в семье.

У Алексея и Татьяны два сына: Андрей и Николай. Они тоже спортсмены, только не фигуристы, а теннисисты. Так что спортивная династия Мишиных продолжается.

После школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина по специальности инженер-электрик. С 1956 года начал заниматься фигурным катанием. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Леплинская. После он тренировался у Игоря Москвина в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной.

В 1968 году пара Мишин - Москвина стала серебряным призером чемпионата Европы в Вестеросе (Швеция). В 1969 году они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира в Колорадо-Спрингс (США) и бронзовыми призерами чемпионата Европы в Гармиш-Партенкирхене (Германия).

В этом же году Алексей Мишин ушел из большого спорта. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

После завершения спортивной карьеры Алексей Мишин начал тренерскую деятельность. Одной из первых его учениц стала фигуристка Татьяна Оленева, чемпионка СССР (1973), позже ставшая его женой. В 1977 году у них родился первый сын Андрей, в 1983 году - второй сын Николай. За свою тренерскую карьеру Алексей Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.

Мишин был тренером сборной СССР и России на Олимпийских зимних играх 1976, 1984, 1994, 1998, 2002.

В настоящее время среди учеников Мишина фигурист Артур Гачинский, занявший пятое место на чемпионате Европы 2011 года, и Елизавета Туктамышева, победительница первенства России среди юниоров.

Алексей Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, с 1990 года является профессором кафедры. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России (2002), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной России по фигурному катанию.

В 1994 году был награжден орденом Дружбы народов, в 2010 году - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени "за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в городе Ванкувере (Канада)".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Знаменитый российский тренер, чья подопечная Елизавета Туктамышева в субботу в Шанхае стала чемпионкой мира, комментирует итоги ЧМ-2015 по фигурному катанию

Не могу даже сказать, что слишком устал за этот чемпионат, - начал разговор Мишин. - Расписание сложилось для нас с Лизой благоприятно: в Шанхай мы приехали заранее, так, что у Лизы перед короткой программой получалось два полноценных тренировочных дня.

- Насколько сильно вы нервничали в ожидании финала ученицы?

Могу сказать, что какого-то внутреннего страха, как бывает, образно говоря, когда сидишь в осаде и боишься, что не выживешь, я не чувствовал. Напротив, было ощущение, что мы постоянно наступаем, атакуем. Да, можем в этой ситуации проиграть. Но не потому, что недостаточно сильны, а потому, что, атакуя, легко совершить ошибку. Хотя произвольная программа далась Туктамышевой невероятно тяжело.

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА на льду. Фото AFP

- Несмотря на то, что на протяжении сезона она успешно катала ее на соревнованиях более десятка раз?

Тринадцать. Но ни на одном из предыдущих выступлений не было такого напряжения. Вот этого ощущения, что золотая медаль чемпионки мира уже свесилась в твой карман и остается разве что поглубже ее протолкнуть, чтобы не выпала. И, конечно же, каталась Лиза в произвольной программе не в свою силу.

Тройной аксель, который вы включили в короткую программу, сыграл именно ту роль, которую вы ему отводили. Насколько был вероятен шанс, что новый прыжок может поломать все остальные элементы?

Такая вероятность, безусловно, была. Поэтому мы и постарались найти возможность до начала чемпионата мира "проверить" программу с акселем на нескольких турнирах.


Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА исполняет произвольную программу. Фото AFP

Когда вы задумывали в начале сезона столь плотный график выступлений, хотели просто приучить ученицу соревноваться с тем, чтобы выступления перестали быть для нее стрессом, или же преследовали цель наработать в сжатые сроки максимально благоприятное судейское и общественное мнение?

Своим вопросом вы просто продиктовали ответ. Он верен. Туктамышева ведь давно не участвовала в реально значимых соревнованиях и несколько отвыкла от борьбы. Когда мы с ней поехали в этом сезоне на самый первый турнир в Самару, где проходил этап Кубка России, короткую программу Лиза откатала относительно хорошо, а в произвольной был полный развал. И я понял, что первоначальная моя задача - любым способом компенсировать дефицит соревновательной практики. Заодно - появиться на людях, набрать утраченный рейтинг и так далее. Рассуждал я трезво: либо Туктамышева в этом году поднимется, либо... Согласитесь, что после третьего подряд неудачного сезона о каких-то серьезных намерениях было бы уже сложно говорить.

Зато теперь всем понятно, что провал отдельно взятого сезона, пусть даже этот сезон - олимпийский, это не повод для трагедии.

На самом деле в том, что мы с Лизой не попали в Сочи, есть определенные плюсы. В том числе и для меня как для тренера. У меня теперь есть гарантированный олимпийский цикл интереснейшей работы с хорошей спортсменкой, способной решать любые задачи. А у нее - превосходная мотивация. Мы ж не знаем, что могло случиться, если бы Лиза попала на Олимпиаду и выиграла ее? Вполне допускаю, что в этом случае она могла бы вообще уйти из фигурного катания. А так она преодолела все проблемы, снова стала тем лидером, каким была когда-то, и своими выступлениями - и в частности тройным акселем - делает очень много для того, чтобы и другие люди зашевелились.

Лиза сказала в Шанхае, что столь большое количество стартов, как то, что пришлось выдержать ей в этом сезоне, - слишком чрезмерная нагрузка, чтобы повторять такое каждый год. А что думаете на этот счет вы?

Думаю, что фигурное катание рано или поздно все равно придет к этому. К той схеме выступлений, по которой уже давно живет теннис. Кстати в Шанхае, когда мы обсуждали с Лизой, какие прыжки ей стоит делать в ходе показательных выступлений, я ждал, что после победы она окажется уставшей, выхолощенной. А она сказала, что хочет прыгать и тройной лутц, и тройной тулуп. То есть физически чувствовала себя прекрасно, прекрасно провела тренировку. Мне стоило больших сил убедить ее облегчить программу в прыжковой части, чтобы гарантированно прокатать ее без "клякс".

Ваши слова о том, что Туктамышева может пропустить весь сезон из-за травмы спины, были сказаны в начале сезона для того, чтобы все от вас отстали и дали возможность спокойно готовиться к сезону, или проблема на самом деле была серьезна?

Травма действительно была, но нам повезло с врачом. Сначала боль и воспаление удалось купировать, а потом по мере нормализации веса проблема ушла окончательно.


Суббота. Шанхай. Произвольная программа Елизаветы ТУКТАМЫШЕВОЙ. Фото AFP

В Шанхае многие восторгались не только тем, что Туктамышева удачно приземлила тройной аксель, но тем, что вам с ученицей удалось реализовать фактически мужскую технику этого прыжка - более мощную и, соответственно, гораздо более впечатляющую.

Лиза делала отдельные удачные попытки этого прыжка еще в детстве. Дело в том, что когда я заново учил ее двойному акселю, то уже тогда учил так, чтобы на базе этой техники мы могли прыгать три с половиной оборота.

Я правильно понимаю, что, если техника двойного акселя у спортсменки оставляет желать лучшего, говорить о намерениях увеличить количество оборотов - бессмысленно?

Говорить-то как раз можно. Просто мне как специалисту сразу видно, когда эти намерения могут быть реализованы, а когда не имеют никакой перспективы с самого начала.

В этом прыжке есть несколько нюансов. Какие-то связаны с ключевыми деталями техники, в том числе такими, которые не всегда видны глазу, а какие-то - с инвентарем.

- В смысле - с коньками и ботинками?

Да. Могу открыть секрет: многие люди точат коньки, стараясь сделать их как можно острее. А острое лезвие невозможно повернуть в момент захода на тройной аксель таким образом, чтобы создать нужное направление вращения. И прыжка не будет, как бы человек ни старался. Конек должен быть заточен таким образом, чтобы он мог как бы "забуксовать" - именно это создает вращательный момент, который фигуристу остается только подхватить. Если же этого не происходит, прыжок сразу начинает требовать огромного количества "физики". При мужской силе с этим еще можно справиться, при женской - крайне трудно.

Кататься на слишком острых коньках, на мой взгляд, вообще не очень хорошо. Я понял это еще когда выступал сам и много наблюдал за тем, как катаются Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Связь между инвентарем и техникой существовала в спорте во все времена. Бамбуковые шесты требовали иной техники, нежели фибергласовые, планирующее копье - иного броска, нежели обычное. Так вот чем острей коньки, тем менее маневренным и элегантным становится катание спортсмена. Чем крепче ботинки, тем "дубовее" фигурист двигается на льду. Я, например, начинал кататься в самых обычных полуботинках, к которым были прикручены коньки - другой обуви просто не было. Но у меня никогда в жизни не болели голеностопы.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА в ожидании оценок. Фото AFP

Многие тренеры стремятся как можно быстрее поднять сложность программ, чтобы сделать своего спортсмена конкурентоспособным. И искренне полагают, что огрехи в технике можно подчистить потом. Получается, что такой подход рано или поздно все равно приводит к необходимости браться за технику с нуля?

На самом деле да. Есть тренеры, которые наоборот считают, что нужно идеально выучить какой-то один прыжок, а потом двигаться дальше. Сначала, допустим, освоить тулуп, потом сальхов, потом что-то еще. Я сейчас говорю без какой бы то ни было критики. Просто считаю, что столь скрупулезный подход хоть и может принести результат, но время-то в спорте уходит с дикой скоростью. Поэтому сам всегда предпочитал вести работу над техникой одновременно во всех направлениях. Чтобы у спортсмена с самого начала оставалось как можно меньше слабых мест. Так и с прыжками. Нужно идти не колонной, а фронтом, понимаете мысль? Тогда уже выученные элементы начинают помогать друг другу.

Сейчас, кстати, Министерство спорта уделяет очень большое значение научному сопровождению тренерской работы. В связи с этим мне поручили собрать и систематизировать тот опыт, который накоплен за годы моей работы в части прыжков. В планах - издать книгу, которая будет состоять из двух томов: "Реберные прыжки" и "Зубцовые прыжки". Хочу очень тщательно, десятью-двенадцатью параметрами описать все модельные характеристики этих прыжков, объяснить, что же это такое. В советские времена, если помните, модельные характеристики разрабатывались для каждого технического элемента во всех видах спорта. И обучение любой тренер начинал именно с этого.

- А бывало, что вы подводите спортсмена к выполнению о дного прыжка, а получается другой?

Бывало. Но только с очень способными учениками. А ведь у меня случались и провальные периоды в карьере.

- Например?

Например, когда я пытался работать с женщинами. Мучился временами так, что вообще не понимал, что делать: утром настроишь тройной тулуп - вечером его нет. Вечером настроишь лутц - утром следующего дня опять полный развал. Я почему, собственно, в свое время взял в группу Туктамышеву? Устал работать и понимать, что вся работа идет в песок. Ну да, Лиза была страшненькая по технике, но хотя бы прыгала высоко. А когда мы начали работать, я вдруг понял, что эта девочка схватывает все, что ей говоришь, просто на лету. Что она пластична, музыкальна, с абсолютным слухом, с хорошей головой. Хотя поначалу кроме прыжка и корявости я не видел в Туктамышевой вообще ничего.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА с золотой медалью. Фото AFP

Ари Закарян, который когда-то тренировался под вашим руководством, а потом стал достаточно известным спортивным менеджером, однажды сказал, что максимально "монетизировать" титул олимпийского чемпиона можно лишь в том случае, если спортсмен сразу после победы оставляет любительский спорт. А как считаете вы?

Это очень сложная тема. Помню, в Турине, когда Женя Плющенко выиграл золотую медаль и мы были приглашены в связи с этим в Боско-дом, я так и не сумел объяснить одному вашему коллеге, что такое - выиграть Олимпийские игры. Он меня просто не понял. Все время приводил в пример слова Антона Сихарулидзе, что у того после победы в Солт-Лейк-Сити огромный груз с плеч упал. Типа выиграл - и катайся дальше в свое удовольствие.

Если рассуждать с чисто коммерческой точки зрения, понятно, что нужно принимать во внимание множество вещей. Но есть и другой, гораздо более важный момент. Моя супруга, которая была в свое время очень сильной одиночницей, сказала однажды, что, выиграв чемпионат СССР, однажды почувствовала, придя на каток, что кататься больше не может. Если у спортсмена наступает это состояние внутреннего опустошения, его уже не изменить. Пустая трата сил. А выигранная Олимпиада опустошает, как никакие другие соревнования.

С другой стороны - есть пример Жени Плющенко.

- Я бы сказала, что Плющенко - это уникум в плане неиссякаемой спортивной мотивации.

Вы подобрали очень правильное слово. Именно уникум. Когда Женя приходит на каток, у меня каждый раз возникает чувство, что он на льду - самый молодой. Постоянно что-то придумывает ногами, прыгает, хохочет. Видно, что катание ему в радость.

Если говорить об Аделине Сотниковой, я, например, уже после Олимпиады - на контрольных прокатах - увидел в ней раскрытие совершенно новых и очень ярких граней таланта. И понял, что она по-прежнему хочет кататься, ей это нравится.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что победа Сотниковой в Сочи - случайна?

На мой взгляд, эта победа была абсолютно справедлива, хотя родные стены, конечно же, помогают. Катание Аделины было прежде всего зрелищем. А катание той же Юны Ким таким зрелищем не стало. Я ведь видел Юну в тот год - она выступала на турнире в Загребе, где каталась и Лиза. Помню, меня попросили дать свой комментарий местные журналисты, и я долго подбирал слова - до такой степени катание кореянки мне показалось подернутым нафталином. В Сочи Юна Ким каталась хорошо, но не настолько, чтобы я мог этим восторгаться. Видно было, что это - не то..

Но на прокатах в начале этого сезона я был реально впечатлен Сотниковой. Там был такой узел чувств, такие эмоции... Когда это есть, спортсмена трудно убедить оставить спорт.

* * *

Cуббота. Шанхай. Чемпионка Елизавета ТУКТАМЫШЕВА и бронзовая медалистка Елена РАДИОНОВА. Фото AFP

После победы Туктамышевой в Шанхае вы сказали, что будете пробовать вставить в произвольную программу два тройных акселя. Зачем? И видите ли смысл стремиться к тому, чтобы ваша спортсменка первой в мире прыгнула каскад из тройного акселя и тройного тулупа?

Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил своих спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что это в одиночном катании - главное и самое интересное, как бы нас не заманивали в иное понимание фигурного катания через транзишены, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, "бантики и пуфики". Понятно, что можно проскочить и стать, допустим, чемпионом мира в мужском катании без четверного прыжка. Но это эпизодические исключения.

Если говорить о Лизе, почему не делать в программе те прыжки, которые получаются? Не говоря уже о том, что два тройных акселя при удачном исполнении могут дать фигуристу такое преимущество, что можно вообще сильно не переживать о том, что происходит за спиной. А вот каскад с тройным тулупом тут не нужен. Объясню: если выезд после второго прыжка получится не очень чистым, это неизбежно скажется на общей оценке всего каскада. Поэтому гораздо выгоднее поставить с акселем двойной прыжок, а тройной тулуп перенести в другое место программы. Добавить его к какому-то простому элементу типа сальхова.

Сейчас вашей подопечной предстоит участие в командном турнире в Японии, завершающем нынешний сезон. Это выступление - просто коммерческий старт, или вы продолжаете реализовывать какие-то цели?

Это просто старт для удовольствия. Лизе нравится выступать в Японии, и даже если она откатается там не так хорошо, как хотелось бы, вряд ли это может сказаться на ее нынешнем реноме, согласны?

Безусловно. На ваш взгляд, Туктамышева успела осознать, что находится на ином уровне, нежели остальные российские спортсменки, или ее продолжает напрягать та конкуренция, которая сейчас сложилась в женском катании?

Маленьких девочек она не боится. Я бы сказал, Лиза понимает, что в какой-то ситуации может и проиграть, но этот проигрыш может оказаться только случайным.

ВСЕ ЗОЛОТО ПОДОПЕЧНЫХ МИШИНА

18 побед российских фигуристов под руководством Алексея Мишина на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы

ОИ

ЧМ

ЧЕ

Всего

Алексей УРМАНОВ

1 (1994)

1 (1994)

Алексей ЯГУДИН

1 (1998)

1 (1998)

Евгений ПЛЮЩЕНКО

2 (2006, 2014)

3 (2001, 2003, 2004)

7 (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012)

Елизавета ТУКТАМЫШЕВА

1 (2015)

1 (2015)

Всего

Заслуженный тренер СССР

Заслуженный тренер России

Заслуженный тренер УССР

Почетное звание «Лучший в спорте Санкт-Петербурга» (2006 и 2012 годы, Правительство Санкт-Петербурга)

Почетный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2002 год)

Почетный знак Российской федерации фигурного катания (2003 год)

Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2011 год)

Ученики Алексея Мишина

У Алексея Мишина проходили подготовку фигуристы:

Александр Майоров
Марина Серова
Анна Антонова (серебряный призер чемпионата СССР)
Виталий Егоров (чемпион мира среди юниоров)
Татьяна Оленева (чемпионка СССР, тренер и жена Алексея Николаевича Мишина)
Юрий Овчинников (чемпион СССР, бронзовый призер чемпионата Европы)
Алексей Урманов (олимпийский чемпион, чемпион Европы, неоднократный чемпион России)
Олег Татауров (неоднократный призер чемпионатов России)
Руслан Новосельцев (победитель зимней Универсиады)
Татьяна Басова (бронзовый призер чемпионата России)
Алексей Ягудин (олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, серебряный и бронзовый призер чемпионатов России)
Евгений Плющенко (двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы и десятикратный чемпион России)
Андрей Лутай (неоднократный призер чемпионатов России)
Ксения Доронина (двукратная чемпионка России)
Катарина Гербольдт (бронзовый призер чемпионата России)
Артур Гачинский (бронзовый призер чемпионата мира, серебряный призер Чемпионата Европы)
Елизавета Туктамышева (чемпионка мира, чемпионка Европы, победительница Финала Гран-При, чемпионка России, чемпионка I Юношеских Олимпийских Игр в Инсбруке).
Александр Петров (бронзовый призер финала Гран-при среди юниоров)
Каролина Костнер (бронзовый призер Олимпийских Игр 2014, чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы, четырехкратная чемпионка Италии).
Софья Самодурова (чемпионка Европы)

Публикации Алексея Мишина

Мишин А. Н. Кинематическая структура некоторых движений фигуриста // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № № 5. - С. 12-14.
Мишин А. Н. Основные элементы техники многооборотных прыжков фигуриста // Теория и практика физ. культуры. - 1972. - № № 11. - С. 27-29.
Мишин А. Н. О параметрах вращательного движения тела фигуриста // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № № 4. - С. 10-12.
Мишин, А. Н. Прыжки в фигурном катании. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 104 с.
Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 103 с.
Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 175 с.
Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 144 с.
Мишин А. Н. Лекция // Обязательные упражнения в фигурном катании на коньках / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1985. - 26 с.
А. Н. Мишин, Ю. В. Якимчук, К. З. Гуляев. Отечественная история фигурного катания на коньках / гос ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: Олимп, 2006. - 431 с.
А. Н. Мишин, Ю. В. Якимчук. Фигурное катание в России. Факты, события, судьбы. - РИЦ Северо-Восток, 2007. - С. М.. - 620 с.

Семья Алексея Мишина

Жена - Татьяна Мишина, заслуженный тренер России, чемпионка СССР по фигурному катанию.

Имеет двоих сыновей: Андрея (1977 г. р.) и Николая (1983 г. р.).

07.03.2019

Мишин Алексей Николаевич

Российский Тренер фигурного катания

Заслуженный Мастер Спорта

Алексей Мишин родился 8 марта 1941 года в городе Севастополь, Республика Крым. Отец, Николай Иванович. Мать, Делюкина Татьяна Валентиновна. Родители мальчика вместе учились в Смоленском университете, где слушали лекции знаменитых профессоров, которые часто приезжали из Москвы. Вместе играли в театре.

В старших классах школы Алексей увлекся электроникой и хотел стать инженером. Даже окончил Санкт-Петербургский электромеханический институт. Но жизнь сложилась иначе: увлечение именно фигурным катанием переросло в профессию.

Мишин начал заниматься фигурным катанием в 1956 году. В то время этот вид спорта являлся одним из наиболее ярких, заметных явлений в жизни страны. Перед советскими фигуристами встал вопрос: а не пора ли попробовать силы на международной арене?

Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Васильевна Леплинская, талантливый педагог, ученица легендарного Николая Панина, первого русского олимпийского чемпиона. Под ее руководством спортсмен быстро освоил азы фигурного катания. В это время Майя Борисовна Беленькая, партнерша Игоря Борисовича Москвина организовала свою группу на стадионе «Искра», куда пригласили и Мишина. На этом же катке занималась Тамара Москвина. И довольно скоро их поставили в пару.

Спортивная карьера Мишина и Москвиной складывалась удачно. Пара выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира и чемпионата Европы, первенство тогда прочно удерживали Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Мишин с партнершей участвовали во многих соревнованиях, буквально наступали «на пятки» знаменитому дуэту, но превзойти его им пока не удавалось. Момент, когда Алексей и Тамара впервые обыграли Белоусову и Протопопова стал одним из самых ярких в их спортивной жизни. Потом еще дважды на других соревнованиях оставляли легендарный дуэт позади.

Прекрасного успеха добились фигуристы в 1969 году: на чемпионатах Европы и мира впервые завоевали весь пьедестал почета в парном катании. На европейском чемпионате в Гармиш-Партенкирхене обладателями золотых медалей впервые стали Ирина Роднина и Алексей Уланов, за ними шли Людмила Белоусова и Олег Протопопов и дуэт Алексея Мишина с Тамарой Москвиной. В Колорадо-Спрингс на чемпионате мира Мишин и Москвина поменялись местами с дуэтом Белоусова-Протопопов.

Позднее, оставив спорт, Мишин и Москвина занялись тренерской деятельностью. Уже в 1975 году ученик Алексея Николаевича, Юрий Овчинников стал чемпионом Советского Союза. В его группе собралась целая когорта сильных молодых спортсменов: Жанна Ильина, Леня Казанков, Виталик Егоров. К тренеру пришла тренироваться и его будущая жена Татьяна Оленева, которая стала чемпионкой Советского Союза, выступала на чемпионате Европы.

Женское фигурное катание в СССР в то время сильно отставало от других видов фигурного катания. Чтобы усилить этот вид спорта, в Москве и Санкт-Петербурге на базе профсоюзов организованы специальные группы для одаренных девочек. Спортивный комитет попросил Алексея Мишина возглавить Петербургскую группу. А тренер, в свою очередь, предложил Татьяне Оленевой работать вместе, сказав ей, что пора уже подумать о будущем. Татьяна всерьез занялась тренерской работой, и в 1979 году ее ученицы заняли 2-е и 3-е места на чемпионате мира среди юниоров.

Перед Олимпийскими играми в Инсбруке Алексей Мишин, который к тому времени стал тренером сборной команды СССР с удивлением узнал, что стал «невыездным». Сданная им накануне в «Лениздат» и уже отпечатанная книга «Фигурное катание для всех» оказалась уничтожена. Официальных объяснений не дали. Интрига продолжалась. Мишина перестали показывать по телевидению. Но тренировать не запретили. Его воспитанники выступали на чемпионатах Европы и мира, а сам тренер обо всем узнавал только по телефону. До 1978 года Алексея Николаевича никто не принимал, с ним боялись говорить, не зная, что ему отвечать.

Все решил один звонок. Мишин записался на прием к руководителю советского спорта Сергею Павлову и рассказал ему о своих злоключениях. Павлов попросил секретаршу соединить его с Борисом Ивановичем Аристовым, первым секретарем городского комитета. Когда Мишин вернулся из Москвы в Санкт-Петербург, его «дело» уже изъяли из «черного шкафа».

В 2014 году на Первом канале прошел выпуск программы «Наедине со всеми», где Мишин отвечал на каверзные вопросы ведущей Юлии Меньшовой. О работе с ним с удовольствием рассказывают Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Елизавета Туктамышева и Каролина Костнер.

На март 2019 года Алексей Николаевич является заведующим кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени Петра Лесгафта. Выступил автором учебника по фигурному катанию на коньках для вузов.

Награды и Признание Алексея Мишина

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (24 марта 2014 года) - за большой вклад в организацию подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и обеспечение успешного выступления сборных команд России

Орден Дружбы народов (22 апреля 1994 года) - за высокие спортивные достижения на XVII зимних Олимпийских играх 1994 года

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (21 октября 2010 года) - за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 года в городе Ванкувере (Канада)

Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (2002 год)

Почетная грамота Президента Российской Федерации (2011 год) - за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность

Заслуженный мастер спорта СССР (1969 год)

Заслуженный тренер СССР

Заслуженный тренер России

Заслуженный тренер УССР

Благодарность Президента Российской Федерации (2002 год)

Поделиться