Позиции (амплуа) игроков в баскетболе. Какие есть позиции в баскетболе

позиции в баскетболе, позиции в баскетболен
Позиций в баскетболе или амплуа, в основном три: защитник, нападающий (форвард), центровой. Если детализировать, то по амплуа игроков можно разделить на 5 категорий: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий нападающий, мощный или тяжёлый форвард и центровой. Данные позиции не регулируются правилами баскетбола и носят формальный характер. основном позиции сгруппированы по принципу нахождения игрока на площадке: передняя линия и задняя.

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

  • 1 Задняя линия
    • 1.1 Разыгрывающий защитник
    • 1.2 Атакующий защитник
  • 2 Передняя линия
    • 2.1 Лёгкий форвард
    • 2.2 Тяжёлый или мощный форвард
    • 2.3 Центровой
  • 3 Ссылки

Задняя линия

Разыгрывающий защитник

Крис Пол, разыгрывающий защитник сборной США на Олимпийских играх 2008 года Основная статья: Разыгрывающий защитник

Разыгрывающий защитник (англ. Point Guard) или первый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Разыгрывающий защитник лучше других видит игровую площадку, оценивает расположение нападающих - и в раннем нападении (быстрый отрыв), и в позиционной атаке. Диспетчер, распасовщик. Разыгрывающий защитник создает условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каждый партнер мог принести как можно больше пользы команде, должен знать сильные и слабые стороны команды соперника, чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Начинает все комбинации и цементирует защиту, подстраховывает команду при быстрых отрывах. Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость (некоторые разыгрывающие могут поспорить в этом компоненте с профессиональными легкоатлетами), ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью и могут делать слэм-данки наравне с более рослыми игроками. Средний рост составляет приблизительно 175-190 см.

В те далекие годы, когда баскетбол еще только набирал обороты, функцией 1-го номера являлся исключительно розыгрыш комбинации в начале атаки, но в современном баскетболе разыгрывающий может выполнять функции Атакующего защитника - так называемые «комбогарды». Ярким примером такого игрока является Аллен Айверсон, который со своим небольшим, по баскетбольным меркам, ростом (183 см), начинал карьеру в качестве разыгрывающего, но на самом деле всегда играл как 2-й номер.

Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон, Аллен Айверсон и Стив Нэш. Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон.

Атакующий защитник

Атакующий защитник (Майкл Джордан) в действии. Основная статья: Атакующий защитник

Атакующий защитник (англ. Shooting Guard) или второй номер - позиция игрока в баскетбольной команде. круг действий этого игрока входят две основные обязанности – завершение атак и опека опасных в нападении соперников. Атакующий защитник – это тот игрок, который должен и умеет атаковать, и набирать очки. Часто атакующий защитник лучший снайпер команды, некоторые из них иногда могут выступать в качестве разыгрывающего (комбогард) или лёгкого форварда (свингмэн). Защита всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому стянув на себя внимание защиты, атакующий защитник может легко найти передачей партнера, от которого идёт подстраховка. Умение защитника отдать хороший пас – серьезное качество, делающее игрока намного ценней и сильнее. Игроки этого типа обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком и ростом приблизительно 190-200 см (но есть и ниже). Обязательным для атакующего защитника является хороший бросок со средней и дальней дистанции и быстрый дриблинг.

Следует отметить, что очень многие легенды баскетбола были атакующими защитниками, такие как Майкл Джордан, Реджи Миллер, Клайд Дрекслер, Оскар Робертсон, Джерри Уэст и Алан Хьюстон. Среди действующих игроков НБА можно выделить Коби Брайанта, Винс Картера, Рэя Аллена, Ману Жинобили, Трэйси Макгрэди и Дуэйн Уэйда.

Передняя линия

Лёгкий форвард

ЛеБрон Джеймс, один из лучших лёгких форвардов НБА. Основная статья: Лёгкий форвард

Лёгкий форвард (англ. Small Forward) или третий номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Лёгкие форварды, как правило, обладают хорошим броском практически со всех дистанций. Средний рост 195-210 см. Это такие игроки как Леброн Джеймс, Скотти Пиппен, Кармело Энтони, Кевин Дюрант и Андрей Кириленко.

Тяжёлый или мощный форвард

Основная статья: Тяжёлый форвард

Тяжёлый форвард (англ. Power Forward) или четвёртый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200-210 см. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо (см. данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт, Тим Данкан, Дирк Новитцки), а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды (Деннис Родман, Бен Уоллес).

Центровой

Основная статья: Центровой

Центровой (англ. Center) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210-225 см), основная задача - игра под кольцом. Некоторые игроки этого амплуа могут сочетать с высоким ростом, атлетическими данными высокую подвижность и играть дальше от кольца, занимая позицию тяжёлого форварда, за что получили название центрфорвард.

Признанными мастерами на позиции центрового являются - Уилт Чемберлен (многие его рекорды до сих пор не побиты, например 100 очков за одну игру), Александр Белов, Арвидас Сабонис, Дуайт Ховард и Яо Мин. Шакил О"Нил, Патрик Юинг, Дэвид Робинсон, Билл Рассел, Хаким Оладжьювон, Карим Абдул-Джаббар признаны лучшими центровыми НБА всех времен.

Ссылки

  1. The Basketball Handbook (pg 14) (2004). Lee H. Rose ISBN 0-7360-4906-1 (англ.)
  2. Александр Гомельский. Управление командой в баскетболе. - М.: Советская Россия, 1985.
  3. NBA.com: The NBA at 50

позиции в баскетболе, позиции в баскетболен

Позиции в баскетболе Информацию О

В зависимости от технического арсенала, физического состоянии и роста каждый игрок занимает четко определенную позицию на площадке. При игре уровня новичок следует выделять две основные позиции, исходя из местонахождения игрока на площадке – задняя или передняя линия. В современном любительском баскетболе таких позиций пять. Тогда как в профессиональном баскетболе можно выделить десять позиций. Предлагаем ознакомиться с базовым описанием амплуа игроков в баскетболе. Если же после прочтения останутся вопросы, то приходи на тренировку и тренер определит твою позицию на игровой площадке.

Первый номер или разыгрывающий защитник

Ярким примером в NBA является Стефен Карри. В России – Денис Захаров. Средний рост профессионального игрока 183-195 сантиметров. Вес 75-90 килограмм. Разыгрывающий защитник (англ. Point guard) или плеймейкер (англ. Play maker) является мозгом команды. Он с легкостью обращается с мячом. Глядя на игру образцового первого номера, кажется, что баскетбольный мяч является продолжением его руки. Все движения плавные и подконтрольные, но в любой момент плавность хода сменяется резким рывком. Какую комбинацию начать, в какую сторону пойти и как построить атаку – это задача первого номера. Данный игрок не только должен видеть коллег по команде, но и просчитывать ситуацию на площадке. При защитных действиях игрок подстраховывает команду от быстрого отрыва команды соперника. Еще не так давно основная роль разыгрывающего заключалась в выводе мяча из своей зоны и передаче его в атаку. Но это время прошло. В современном профессиональном баскетболе приоритет отдается универсальным игрокам, сочетающим в себе качества которые позволяют игроку играть на смежных позициях. Так выделяется позиция комбогард (англ. Combo Guard). Исходя из названия можно определить, что игрок сочетает в себе комбинацию качеств необходимым для защиты и нападения. Так игрок выполняет функции разыгрывающего и атакующего защитника. В старой трактовке баскетбола, комбогарды рассматривались как игроки, не умевшие полноценно реализовать себя на игровой площадке. С течением времени это отношение к игрокам изменилось и сейчас можно встретить известных и успешных представителей комбогардов.

Второй номер или атакующий защитник

Ярким примером в NBA является Коби Брайант. В России – Сергей Бабков. Средний рост профессионального игрока 190-200 сантиметров. Вес 85-100 килограмм. Атакующий защитник (англ. Shooting guard) является в большинстве случаев главным снайпером команды. Его специализация – это точный бросок с любой дистанции, в том числе трехочковый и штрафной. Именно второй номер во многом ответственен за результативность команды. Помимо точного броска, игрок данного амплуа обладает хорошим дриблингом. Он с легкостью прорывает защиту соперника и входит в «краску». Атлетические качества игрока позволяют ему совершать броски в прыжке после скоростного дриблинга. В защите игрок опекает самых опасных снайперов команды соперника и является основным перехватчиком мячей. Молниеносный отрыв - это именно то качество, которым обладает второй номер. Универсальный второй игрок, который может играть на смежных позициях, называется свингмен (англ. Swingman). Данное амплуа подразумевает под собой совмещение позиций второго и третьего номеров. Атлетизм и скорость спортсмена позволяют ему результативно играть как против крупных игроков, используя скорость, так и против менее атлетичных соперников. Данная позиция одна из самых универсальных, ведь ее представитель одинаково хорошо может провести как атаку, так и защиту.

Третий номер или легкий форвард

Ярким примером в NBA является Леброн Джеймс. В России – Андрей Кириленко. Средний рост профессионального игрока 195-210 сантиметров. Вес 95-110 килограмм. Легкий форвард (англ. Small Forward) игрок с основной функцией по набору очков для команды. Несмотря на свою принадлежность к игрокам периметра, легкий форвард является хорошим помощником большим игрокам при подборе мяча, как под кольцом соперника, так и под своим. И это успешно получается у игроков данного амплуа, ведь они обладают более высоким ростом, нежели первый и второй номера. Рост, подвижность и хорошая координация позволяют блокировать броски соперника и обыгрывать их. В связи с высоким ростом многие представители данного амплуа набирают вес и переходят в представители тяжелых форвардов.В современном баскетболе присутствует понятие пойнтфорвард (англ. Point Forward). Игрок сочетает в себе позиции первого и третьего номеров. Имея в арсенале такого игрока, команда может рассчитывать на сочетание разыгрывающих и атакующих качеств в одном лице. Великолепное видение площадки и точные пасы вкупе с ростом игрока, позволяют ему обыгрывать менее рослых игроков в команде соперника и проходить для атаки под кольцо.

Четвертый номер или мощный форвард

Ярким примером в NBA является Дирк Новицки. В России – Виктор Хряпа. Средний рост профессионального игрока 200-215 сантиметров. Вес 105-115 килограмм. Конечно позиция тяжелого форварда (англ. Power Forward) подразумевает под собой не только высоту, но и мощь. В борьбе за подбор, что является основной задачей данного амплуа, приходится противостоять крупным игрокам. Работая большей частью под кольцом, игроки вступают в тесный контакт, где каждый завоеванный сантиметр площадки дается не так легко. В 3-х секундной зоне контакт достигает своего апогея, ведь именно в этой зоне судьи фиксируют фолы только при явных нарушениях. Если в эту зону заходит игрок первого или второго номера, то демонстративное падение, как жест грубой игры с большой вероятностью не будет замечен судьей. Накал борьбы под кольцом и правильное положение тела делают необходимым для игрока иметь отличную физическую подготовку вкупе с выносливостью. Как и любой игрок на площадке мощный форвард должен уверенно контролировать мяч. Конечно в техническом арсенале игрока не встретить того многообразия в дриблинге, но тем не менее он должен при необходимости выводить мяч из своей зоны, находясь под командным прессингом. В этом плане позиция игрока с течением времени достаточно сильно видоизменялась. Раньше основной задачей четвертого номера было умение работать в защите. Атака оставалась в приоритете для игроков других амплуа. Смежной позицией сочетающей в себе умения третьего и четвертого номеров является позиция комбофорварда (англ. Comboforward).

Пятый номер или центровой в баскетболе

Ярким примером в NBA является Шакил О’Нил. В России – Алексей Саврасенко. Средний рост профессионального игрока 210-220 сантиметров. Вес 110-125 килограмм. Центровой (англ. Center) – это игрок, задача которого играть под кольцом и бороться за подбор. Рост и габариты пятого номера отлично позволяют ему справляться с этой задачей. Всем известно, что хорошая и плотная защита в своей зоне это залог успеха на игровой площадке. Именно центровой не дает шанса продолжить атаку после неудачного броска нападающей стороны. Во многом из-за своих габаритов многие центровые игроки плохо реализуют штрафные броски. Но современный баскетбол предъявляет к игрокам этой позиции все новые требования. С каждым годом все меньше игроков на поле выше 220 сантиметров. Приоритет отдается менее массивным и более подвижным игрокам, которые так же обладают отличным броском из под кольца и могут результативно пробить штрафные на последних минутах матча. Именно пятые номера являются лидерами команды по количеству подборов под щитом и количеству блок-шотов. Игрок, обладающий скоростью четвертого номера и силой пятого, называется центрфорвард. Этот игрок борется как за подбор, так и уверенно атакует на границе трехсекундной зоны лицом или спиной к кольцу. В отличии от типичных центровых, скорость центрфорварда позволяет ему поддержать быстрый отрыв.

Как и в футболе, в баскетболе на игровой площадке можно выделить три группы игроков: защитники, игроки центра поля и нападающие. Однако если в «игре миллионов» можно детализировать около 15 амплуа, то в баскетболе их будет всего пять, и они будут носить более упрощенный характер. Почему? Да потому что игра проходит на относительно небольшой площадке и отличается высокой динамикой и необходимостью постоянного перемещения, поэтому позиции в баскетболе и их значения - вопрос весьма условный.

О кадрах

Кадры решают все - эти слова, произнесенные когда-то великим вождем и впоследствии ставшие крылатыми, как нельзя более показательно применимы и к баскетболу. Есть игроки, которые по своей природе (скорость, рост, видение площадки и нестандартное мышление) созданы для той или иной позиции, а есть игроки универсальные. Последние - более редкие кадры, и от того - более ценные, как для менеджера, так и для команды в целом. Они уверенно чувствуют себя, как в центре площадки, так и под кольцом, они просто играют в баскетбол. Позиции игроков с такими кадрами - обычная условность для тренера команда и настоящая головная боль - для противника.

Нюансы и формальности

Итак, несколько слов о классической расстановке. Ни одним из действующих правил не регламентировано, какие позиции есть в баскетболе, кто и где должен располагаться и «с кем играть». Все исключительно условно, а выбор той или иной тактики, а, соответственно, и расстановки зависит от наличия исполнителей в команде и того, как предположительно будет играть соперник. Если смотреть совсем поверхностно, то всех игроков можно разделить на переднюю и заднюю линии.

Баскетбол: номера позиций и расположение на площадке

Номер 1 - разыгрывающий защитник, он же диспетчер, начинающий атаку команды от своего кольца.

Номер 2 - атакующий защитник. На площадке располагается в опорной зоне.

Номера 3, 4 - легкий форвард и тяжелый форвард соответственно. Расположение - поблизости кольца противника (иногда они делят фланги).

Номер 5 - центровой. Зональное расположение - под кольцом противника.

Разыгрывающий

Позиция «разыгрывающий» в баскетболе - своего рода диспетчерская или, если хотите, точка старта. Как правило, баскетболисты, играющие в этом амплуа, обладают хорошей скоростью, и великолепным владением мячом. Основная задача разыгрывающего - создать для партнеров условия, при которых каждый из них сможет быть максимально полезным для команды. Если, например, в футболе исход игры может решить единственный точный удар конкретного исполнителя, то в баскетболе результат состоит из сотен мелочей, каждая из которых может дать определенное преимущество над соперником. После матча все позиции в баскетболе подвергаются тщательному анализу, ведется статистика ТТД, вносятся коррективы в организацию игры.

Кроме того, как реализовывать сильные стороны своего коллектива, разыгрывающий должен видеть слабые места противника и вовремя «надавить» туда. Он начинает комбинации команды, страхует в защите, особенно - при резких контратаках противников. Как правило, игроки этой позиции - наиболее низкорослые в команде - средний рост составляет порядка 190 см.

Среди легендарных баскетболистов НБА, выступавших на позиции разыгрывающего, можно отметить Мэджик Джонсона, Стива Нэша, а также ныне защищающего цвета «Кливленд Кавальерс» Кайри Ирвинга.

Атакующий защитник

Для человека, не слишком разбирающегося в баскетболе, название этого амплуа может показаться немного парадоксальным, ведь позиции в баскетболе логично названы в соответствии с выполняемыми функциями, в то время как главная задача атакующего защитника - прорываться к кольцу и зарабатывать очки. Быть снайпером, проще говоря.

Как правило, это спортсмены с хорошими атлетическими данными, но при этом обладающие хорошим дриблингом и умением пойти в обводку. Некоторые тренеры требуют от атакующих защитников плотной работы с подборами, особенно при отскоке от кольца.

Высокий уровень паса - еще одно важное качество, благодаря которому игроки этого амплуа могут «поднять себе цену». Хороший снайпер запросто вытягивает на себя по 2-3 противника, поэтому качественная и своевременная передача на партнера может дать последнему время на подготовку броска.

Рост классического второго номера, как правило, достигает 200 см. За счет антропометрии и хорошей скорости атакующий защитник с одинаковым успехом может противостоять, как снайперу, так и центрфорварду команды противника. В некоторых командах НБА с сильным вторым номером вокруг последних часто строится игра.

Известные игроки НБА, в разное время игравшие на позиции атакующего защитника, - Коби Брайант, не так давно закончивший карьеру и, конечно, легендарный Майкл Джордан.

Легкий форвард

Функции легкого форварда на площадке, как правило, схожи с атакующим защитником, однако игроки линии нападения обычно выше ростом (до 210 см) и располагаются ближе к кольцу противника. Они незаменимы при игре на подборах и часто блокируют броски игроков команды соперника.

Среди главных качеств легкого форварда отмечаем высокий процент реализации бросков с любой дистанции. Грамотная «тройка» использует свое преимущество в маневренности перед тяжелым форвардом и центровым противников, а преимущество в росте - перед разыгрывающим и защитником. По сравнению с атакующим защитником, легкий форвард более акцентировано идет на подборы, тем самым помогая своему центровому.

Позиция легкого форварда в баскетболе - наиболее универсальная. Рост и прыгучесть в сочетании с динамичностью позволяют им бороться у кольца, блокировать броски форвардов соперника, а также страховать собственных защитников.

Из известных баскетболистов, поигравших третьим номером, отмечаем нынешнего лидера «Кливленда» - Леброна Джеймса, а также Дирка Новицки, на протяжении девятнадцати лет выступающего за один и тот же клуб - «Даллас Маверикс».

Тяжелый форвард

Основная функция тяжелого форварда - борьба за подборы у своего и чужого кольца, поэтому для игры на позиции «четверки» требуется не только высокий рост (как правило, больше 200 см), но и незаурядная физическая сила. Некоторые тяжелые форварды, выступающие в НБА и европейских национальных лигах, имеющие рост за 210 см, без проблем выполняют слэм-данки, которые так любят зрители на трибунах.

Особенно много работы на долю тяжелого форварда выпадает в конце поединка, когда начинается игра на фолах. В этот момент 4-й номер часто «опускается» ближе к собственному кольцу, не позволяя легким игрокам противника подобраться к цели на расстояние броска. В истории баскетбола, например, были и есть тяжелые форварды, для которых 10 набранных за игру очков является чем-то сверхъестественным, потому как большую часть времени они именно обороняются.

Один из самых ярких тяжелых форвардов современности - Блэйк Гриффин, защищающий цвета «Лос-Анджелес Клипперс».

Центровой

Пятый номер - обычно самый высокий на паркете (часто - больше 210 см). Как и тяжелый форвард, центровой должен бороться за подборы, а также защищать собственную трехочковую зону во время атаки противника. Баскетболисты этого амплуа, имеющие помимо антропометрии атлетизм и скорость, являются ценными кадрами для любого клуба. Как правило, игрок с таким набором качеств - большая редкость. В целом, все позиции в баскетболе, относящиеся к атакующей линии, можно назвать универсальными, однако в большей степени этот касается как раз пятого номера.

Существует своего рода стратегия, которую команды обычно используют в конце игры. Направлена она против центровых, которые имеют невысокий процент реализации штрафных бросков. Идея заключается в том, чтобы сфолить на пятом номере, после чего он, теоретически, может промахнуться со штрафного и мяч перейдет к команде-противнику. К слову, есть мнение, что родилась эта стратегия, как один из вариантов противостояния легенде американского баскетбола - Шакилу О`Нилу. Последний был безоговорочным лидером под кольцом, но в той же степени практически бесполезным в качестве игрока, выполняющего штрафные броски.

Нестандартные позиции в баскетболе

Помимо основных условно принятых позиций, в баскетболе есть и видоизмененные амплуа. Как правило, на таких позициях играют универсальные спортсмены, которые благодаря индивидуальному мастерству способны отрабатывать «и там, и здесь».

Комбогард - игрок, сочетающий в себе качества первого и второго номера, однако не владеющим полным перечнем характеристик для полноценного закрытия одной из двух позиций. Комбогард - редкий гость стартового состава, чаще всего он является в команде запасным для разыгрывающего или атакующего защитника.

Свингмен - баскетболист с навыками атакующего защитника и легкого форварда. В отличие от комбогарда, напротив, может извлечь преимущество из своего универсализма. При росте до 200 см, свингмен обладает неплохой скоростью и дриблингом, поэтому в зависимости от ситуации может, как отрабатывать в обороне против низкорослых игроков, так и атаковать кольцо.

Поинтфорвард - наверное, самая необычная из нестандартных позиций. Поинтфорвардом принято называть игрока, обладающего видением поля разыгрывающего, а также мощью и напором форварда. При грамотном использовании такого баскетболиста, это сочетание может оказаться гремучей смесью.

Комбофорвард - игрок с навыками легкого и тяжелого форварда.

10 тезисов, которые помогут лучше понять, что происходит.

1. Номинальный форвард Леброн Джеймс водит мяч, номинальный разыгрывающий Стефен Карри бегает без мяча и пуляет, а номинальный центровой Никола Йокич раздает передачи. Как понять, в чем различия между амплуа и кто за что отвечает?

Баскетбольные амплуа давно растворились и являются скорее элементом традиции.

Лучше всего оценивать игрока с точки зрения так называемой «тройной угрозы».

Вообще «тройной угрозой» называется позиция, в которой игрок одновременно угрожает защитнику проходом, передачей и броском. Но в данном случае вы должны просто оценить, насколько тот или иной исполнитель хорош во всех трех компонентах – может ли он проходить своего опекуна на ведении, насколько умело он играет в пас и как хорошо он бросает на той или иной дистанции.

Из этой оценки уже выводятся условные амплуа, которые гораздо лучше описывают современный баскетбол:

– если игрок способен за счет скорости или дриблинга обыгрывать своего оппонента и идти под щит, то его можно описать как «плеймейкера/организатора»;

– узкопрофильные атлетичные игроки, специализирующиеся на защите и дальних бросках, попадают в категорию «3&D»;

– «большие», добывающие очки из усов, описываются как «игроки «поста» и являются в сегодняшней лиге вымирающим видом;

– «большие», вписывавшиеся в эпоху и бросающие из-за дуги, называются «растягивающими четвертыми/пятыми номерами»;

– остальных «больших» можно описать просто как «тело». Благодаря росту и атлетизму они приносят помощь в защите, некоторые из них получают заслуженный статус «рим-протектора» – игрока, защищающего трехсекундную зону и мешающего забить своими неординарными габаритами. Но в нападении они ограничены и способны лишь закидывать мяч из-под кольца.

Звездные игроки обязаны полностью попадать под определение «тройной угрозы» – безотносительно роста и габаритов, большинство из них в той или иной мере способно и бросать, и проходить, и играть в пас. Их можно назвать созидателями, и от их разносторонности отталкивается игра всей команды.

В финальной серии роли всех более или менее четко обрисованы.

«Кливленд» играет за счет двух основных созидателей – Леброна Джеймса и Кайри Ирвинга. Остальные лишь помогают им. 3&D специалисты (Джей Ар Смит, Имэн Шамперт), снайпер Кайл Корвер, растягивающие «большие» Кевин Лав и Ченнинг Фрай создают для лидеров пространство в атаке и играют от их проходов и последующих скидок, а «тело» Тристан Томпсон является важнейшей частью защиты и стремится собрать столько подборов, сколько в его силах.

«Голден Стэйт» обладает большим числом созидателей и именно поэтому воспринимается как фаворит. «Смертельная пятерка» «Уорриорс» составлена из пяти игроков, которые умеют на площадке все: Стеф Карри, Клэй Томпсон, Кевин Дюрэнт, Андре Игудала и Дрэймонд Грин могут и проходить, и бросать с дистанции, и любят играть в пас. Не всегда у них получается быть идеальными во всех областях: Карри проседает в защите, Игудала реализовал лишь 3 трехочковых из 27 попыток в этом плей-офф, у Клэя Томпсона и Дрэймонда Грина могут возникнуть сложности с реализацией дальних бросков.

Но это лишь «игра процентов», которая дает «шанс панчера» «Кливленду». На длинной дистанции трех последних сезонов разносторонность игроков «Голден Стэйт» вынесла их принципиально на иной уровень по сравнению с остальной лигой. Все эти игроки неэгоистичны, все очень хорошо чувствуют друг друга, а предложенная Стивом Керром модель нападения предполагает, что в течение 24 секунд они ищут оптимальную ситуацию для броска, а не просто бросок для лидера.

2. Что такое «изоляции», и почему говорят, что «изоляции» будут решающим фактором финала?

«Изоляция» – это розыгрыш, восходящий к классике баскетбола, игре один в один.

Цель атаки в баскетболе сводится к неравноценному размену (это называется «мисмэтч»). Когда хорошо известны уязвимые игроки защиты (например, у «Голден Стэйт» – это Карри, а у «Кливленда» – Кевин Лав, Кайл Корвер и Ченнинг Фрай), то нападение старается вывести своих лучших исполнителей один на один с заведомыми жертвами.

В 80-х-90-х игра один в один была квинтэссенцией баскетбола: тогда были запрещены зонные защиты. В случае если защитник пытался выйти на подстраховку и отойти от своего визави больше, чем на два шага, следовало техническое замечание. Соответственно команды, обладающие суперзвездами, использовали это правило: команда отходила на так называемую «слабую сторону» (площадка делится вертикально на сторону, где есть мяч и где нет мяча) и оставляла половину площадки звезде для обыгрыша один в один.

С разрешением зонной защиты и более свободным перемещением игроков обороны по зоне изменилась и суть «изоляции». Теперь созидателя оставляют один на один благодаря тому, что вместе с ним на площадке находятся снайперы, располагающиеся на дуге. Защитники боятся отойти от своего опекуна, так как это может привести к мгновенной скидке под трехочковый бросок, а потому возможности для подстраховки или помощи защитнику, оставшемуся один на один, минимальны.

Современный баскетбол к «изоляциям» относится пренебрежительно: считается, что по сравнению со всеми остальными вариациями нападения этот наименее эффективный. «Изоляции» слишком предсказуемы и требуют от игрока с мячом слишком высокого индивидуального мастерства.

Но есть два нюанса.

Во-первых, действующий чемпион – это команда, обожающая «изоляции» и в каком-то смысле переосмыслившая их. «Кливленд» чаще всех в лиге прибегает к этому элементу (в плей-офф у них порядка 12% от всех атак – именно чистые «изоляции»). И Леброн Джеймс, и Кайри Ирвинг – благодаря универсальной готовности и способности находить путь к кольцу при противодействии совершенно любого соперника – приучили к тому, что игра один на один может быть эффективной даже в век статистической аналитики.

Во-вторых, на последних минутах, в решающие моменты игры в условиях максимального психологического давления, усталости и риска невынужденной ошибки «изоляции» представляются менее опасным вариантом атаки, чем сложный розыгрыш мяча. Именно поэтому в такие моменты ситуацию решают лидеры за счет индивидуальных качеств. Что опять же в матчах с «Голден Стэйт» не раз показывал Кайри Ирвинг, принесший «Кэвз» победу в прошлой финальной серии дальним броском. (И Стеф Карри с Кевином Дюрэнтом, обрекшие «Уорриорс» промахами на последних секундах).

3. От чего зависит темп игры, и разве не каждая команда заинтересована в том, чтобы набирать очки в быстрых атаках?

Понятно, что все команды заинтересованы в том, чтобы набирать как можно больше «легких очков» – очков в быстрых прорывах или в быстрых атаках, когда защита еще не успевает вернуться на свою половину и правильно расставиться.

Проблема в том, что некоторые команды особенно заточены на такую игру и гораздо талантливее смотрятся в ней. И поэтому играть с ними «на встречных курсах» изначально гибельная затея.

Идеальным примером подобного расхождения стала пара плей-офф этого года «Хьюстон» – «Сан-Антонио», в которой борьба за результат в основном свелась к борьбе за темп. Когда «Рокетс» удавалось постоянно бежать и разбирать оборону «Сперс» легкими наскоками, «Сан-Антонио» уступал, когда же «Хьюстон» затягивали в медленный позиционный баскетбол с длительными розыгрышами и неспешным переходом с одной половины на другую, то «Сан-Антонио» возвращался. «Рокетс» играли усеченной ротацией и в какой-то момент просто задохнулись от того, что их возили под 24 секунды и при этом нужно было бежать.

В финальной серии не столь однозначное противостояние.

Действительно «Голден Стэй» – лучшая команда лиги по очкам в быстром нападении (21,2 очка в сезоне, 20,2 очка в плей-офф), тогда как «Кливленд» бежит вовсе не так охотно, хотя, конечно, более умело, чем «Сперс».

И поэтому одна из важнейшей задачи «Кэвз» в этой серии – ограничить быстрый баскетбол «Уорриорс» за счет быстрого восстановления позиции и возвращения в защиту. «Кливленд» ужасно смотрелся в этом компоненте по ходу всего сезона, но в плей-офф значительно прибавил и давал соперникам забивать лишь 10,2 очка в среднем.

В прошлом сезоне у «Кэвз» получилось нейтрализовать эту сильную сторону «Голден Стэйт»: в компоненте быстрых атак они смотрелись предпочтительнее (1,01 очка за владение против 0,9 очка за владение). Но в этом сезоне пока могли о подобном лишь мечтать: по итогам двух матчей счет по быстрым атакам 53:16 в пользу «Уорриорс».

При этом совсем уж списывать «Кэвз» не стоит. Они бегут реже и могут в финальной серии экономить силы, но при этом в этом плей-офф их быстрые атаки так же по качеству гораздо эффективнее, чем у соперника.

4. Что такое пик-н-ролл, и как против него защищаться?

Русское слово «двойка» описывает два основных баскетбольных взаимодействия: пик-н-ролл и пик-н-поп, которые составляют чуть ли не половину всех розыгрышей.

Если по классике, то пик-н-ролл – это взаимодействие между игроком с мячом и «большим», при котором «большой игрок» ставит заслон, после чего начинает двигаться к кольцу, где получивший свободу благодаря этому заслону маленький отдает ему передачу.

Пик-н-поп – это то же самое, только в данном случае «большой» не движется к кольцу, а отскакивает на периметр, откуда может совершить дальний бросок.

Формально в «двойках» принимают участие два игрока, но фактически задействована практически вся команда. Важной частью современных пик-н-роллов являются снайперы, которые облегчают процесс взаимодействия партнеров: если их опекун попробует сместиться под щит и страховать «большого», то игрок с мячом отдаст передачу не на «большого», а на свободного снайпера.

Но это классика. В современном баскетболе «двойкой» может быть просто взаимодействие между двумя игроками, которое вынуждает соперника совершать заведомо проигрышный размен. Например, одна из главных комбинаций в «Кливленде» представляет собой пик-н-ролл 1-3 или наоборот 3-1, то есть «двойку» между первым и третьим номерами, Кайри Ирвингом и Леброном Джеймсом. Никто из них не бежит к кольцу, но это все равно называется пик-н-роллом.

«Голден Стэйт», напротив, используют пик-н-ролл скорее как дополнительный элемент. Когда мяч в начале атаки оказывается у Карри, он просит заслон от любого «большого», но это взаимодействие лишь провоцирует сумятицу в защите, которую «Уорриорс» усугубляют дальнейшими действиями. В прошлом сезоне самой опасной «двойкой» в лиге было взаимодействие между Карри и Дрэймондом Грином. В этом они перестали злоупотреблять этим элементом, но в финале могут показать все лучшие наработки пик-н-ролла 1-4 (Карри – Грин) и пик-н-ролла 1-3 (Карри – Дюрэнт).

Существует множество подтипов, вариаций и индивидуальных дополнений к защите против пик-н-роллов, но, если совсем строго типизировать, то можно выделить шесть основных:

8. Что такое «зонная защита» и нарушение правила трех секунд в защите?

В 2001-м НБА пошла на радикальный шаг и отказалась от запрета на зону. Это объяснялось тем, что баскетбол один в один не казался особенно привлекательным, тогда как большее использование зонной защиты и смешанной защиты заставляло команды больше двигать мяч, задействовать всех игроков (и тем самым делать баскетбол более эстетичным).

Лига убрала запрет на зонную защиту и оставила лишь единственную поправку, сохраняющую понятие «нелегальная защита»: по современным правилам игрок обороняющейся команды не может оставаться в трехсекундной больше трех секунд. Каждые 2,9 секунды он должен выходить из «краски», в противном случае соперник получает право на технический фол и штрафной. Это сделано для того, чтобы центровые («рим-протекторы») двигались, а не оставались под кольцом все время.

Из практически разрешенного в полностью разрешенное состояние зонную защиту перевел Том Тибодо. Будучи помощником тренера и руководителем защиты «Бостона» в сезоне-2007/08, он придумал новую оборонительную тактику, уничтожившую любые исключения. «Большой» (сначала Кевин Гарнетт, а затем в «Чикаго» Жоаким Ноа) каждые 2,9 секунды делал шаг из «краски», затем входил туда вновь, – и таким образом на сильной стороне, на стороне мяча, у «Бостона» оказывался дополнительный страхующий игрок. На слабой стороне против трех игроков оставались два защитника, но смысл такой обороны состоит в том, что защищающиеся игроки должны успевать перестраиваться быстрее, чем двигается мяч.

Эта стратегия доказывала свою эффективность против главных звезд лиги. «Бостон» всегда останавливал Леброна Джеймса до его переезда в «Майами». Затем «зона» «Далласа» остановила Леброна Джеймса в финале 2011 года. То же самое с определенными нюансами против Джеймса делали в своих финалах и «Сан-Антонио», и «Голден Стэйт».

«Уорриорс» используют несколько классических правил при защите от Джеймса:

1) Желательнее видеть против Джеймса идеального защитника: Кевина Дюрэнта или Андре Игудалу – людей, которых он не сможет продавить за счет массы.

Остальные могут сдержать Леброна на какое-то время и попихаться с ним, но когда против Джеймса оказывается кто-то вроде Карри, остальные сконцентрированы на том, чтобы помешать лидеру «Кливленда» реализовать этот размен. Если же не получается, то его останавливают «не пробивным фолом».

2) Против Джеймса – помимо основного опекуна – практически всегда помогают еще два дополнительных. С одной стороны, это кто-нибудь с периметра, кто делает шаг назад и мешает Леброну набрать скорость, заставляет его взять мяч в две руки. С другой, страхующий – чаще всего Дрэймонд Грин, который успевает встретить Джеймса, даже если тому удается затолкать опекуна.

Нужно понимать, что в этом году «Уорриорс» может быть еще сложнее, чем в прошлом. Раньше у них был «рим-протектор», центровой, страхующий в «краске», в виде Эндрю Богута. Теперь их лучший страхующий – это Дрэймонд Грин, номинальный легкий форвард с ростом 201 см.

Это очень хорошо характеризует все те изменения, через которые проходит лига сейчас. Классические «большие», огромные, обладающие минимальной подвижностью, вымерли как класс. Теперь нужна защита не только под щитом, нужна защита на каждом метре зоны, подвижная, агрессивная, садящаяся в ноги и действующая на игроке атаки не просто габаритами, а скоростью, силой и способностью предугадать его действия.

9. Что происходит в тайм-аутах?

Тематика тайм-аутов складывается из трех компонентов.

Во-первых, мотивационная.

Жесткие выражения, «я твою маму …», «give me some nasty» – вот это все.

Это может показаться глупо, но да, взрослые миллионеры, играющие в игры, воспринимают эмоциональный порыв тренера. Если кого-то нужно взбодрить, наорать на Газоля, поговорить по душам с Кайри Ирвингом или Кевином Дюрэнтом, то паузы для этого идеально подходят. Именно эту часть показывают в ходе трансляции, как бы глуповато она ни выглядела со стороны.

Во-вторых, тактическая.

Баскетбол – это игра, построенная на постоянных перестроениях и приспособлении к сопернику.

Изменения могут касаться чего угодно: модификации тактики защиты при пик-н-роллах, перестроении нападения в сторону определенного игрока, включении «дабл-тимов», двойной опеки против игрока, у которого идет… И так далее.

В-третьих, импровизационная.

Тренеры тут же в тайм-ауте готовят комбинацию, которая идеально подходит к настоящему случаю и становится совершенным сюрпризом для соперника.

Вот так, например, мастер в данной области Брэд Стивенс выиграл единственный матч против «Кливленда» за счет неожиданных экспромтов в тайм-аутах.

10. Смотрю баскетбол: те, кто попадает, выигрывают, те, кто мажет, проигрывают. Из чего вообще складывается результат?

Грубо говоря, итоговый результат зависит от количества и качества владений.

Во-первых, важно количество – ключевой аспект этой финальной серии, если «Кэвз» хотят ее выиграть.

Количество определяется благодаря борьбе за отскоки, за спорные мячи и благодаря числу потерь.

Подборы и потери – это те аспекты игры, где у «Кливленда» может быть преимущество.

Нападение у «Уорриорс» более сложное и требует большего уровня взаимопонимания, концентрации и прочтения ситуаций. Оно эффектно смотрится, но в качестве негативной стороны включает большое количество ошибок. Например, одна из главных комбинаций «Голден Стэйт» – это пас из усов на врывающегося в «краску» игрока. Это очень действенно, но подразумевает значительный брак.

Под щитом у «Голден Стэйт» есть Дюрэнт, Грин и Пачулия, но иногда этого недостаточно. «Голден Стэйт» очень агрессивно защищается по всей зоне, и часто под кольцом оказывается уязвимый участок. Атлетичный, не боящийся боли и хорошо читающий отскоки Тристан Томпсон – один из самых опасных людей на чужом щите. Благодаря его усилиям «Кливленд» выиграл рождественский матч и рассчитывает увидеть то же преимущество и в финале. В обоих финалах «Уорриорс» очень сильно пострадали от прыжков Томпсона и так и не придумали, как его отогнать.

Остальное – уже качество.

Пик-н-ролл надежнее «изоляции», открытый бросок лучше броска с сопротивлением, мячи из-под кольца и трехочковые ценнее и эффективнее, чем длинные двухочковые. Здесь все зависит от качества исполнения, от фамилия исполнителя и от того, что позволяет делать защита.

11. Где все это смотреть?

Все матчи финальной серии можно увидеть в прямом эфире на каналах Viasat.

Если у вас нет Viasat, то можно обратиться к лучшему изобретению баскетбольной половины человечества – League Pass . Месячная подписка в июне обойдется в 2 тысячи рублей.

(Другие способы, видимо, озвучат в комментариях).

На сегодняшний день из игровых командных видов спорта выделяются три самых популярных. На первом месте без вопросов идет футбол, а второе с третьим делят баскетбол и хоккей. При этом стоит обратить внимание, что первый вид спорта больше распространен в Европе, в то время как остальные два - на Американском континенте. Однако баскетбол имеет широкую популярность повсеместно, пусть сильнейшая и расположена в США. Миллионы людей смотрят баскетбольные матчи и получают невероятное наслаждение от этого. А еще больше удовольствия можно получить, если вы знаете все позиции в баскетболе. Если же для вас до сих пор на поле были просто пять игроков от каждой команды, то данная статья предназначена как раз для вас. Здесь вы сможете узнать, как называется каждая из пяти позиций, какие функции выполняет каждый игрок, а также как делятся эти позиции по линиям.

Линии в баскетболе

Если вы хотите знать все про позиции в баскетболе, то начинать вам нужно с малого, а точнее, с общего. Первое, с чем вам нужно разобраться, - это линии, на которые делятся все игроки. Их имеется всего две - передняя и задняя. Несложно догадаться о том, за что отвечает каждая из них. Задняя линия - это игроки, которые защищают свое кольцо от атак противника, а также начинают атаки собственной команды. Соответственно, передняя линия - это игроки, которые атакуют кольцо противника. Также они могут пытаться помешать противнику перейти в контратаку. Собственно говоря, ничего сложного в этом нет: различные формации предполагают разное количество игроков в линиях, но стандартная схема подразумевает двух игроков задней линии и трех игроков передней линии. Теперь, когда вы поняли основы линий, вы сможете взглянуть на базовые позиции в баскетболе.

Базовые позиции

Позиции в баскетболе у каждого игрока свои, но о них речь пойдет немного позже. Их всего пять, и про каждую из них будет рассказано подробно. Но сначала нужно рассмотреть базовые позиции, которых всего три: защитник, центровой и нападающий. Опять же здесь нет абсолютно ничего сложного, так как роли игроков своих позиций можно понять моментально. Защитники защищают кольцо, нападающие атакуют кольцо противника, а центровой является связующим звеном между атакой и защитой. При этом невозможно выделить какую-либо самую важную из трех базовых позиций, потому что каждая из них невероятно важна. Но это лишь общие понятия. Теперь вам стоит более внимательно изучить позиции в баскетболе на английском и на русском, а также задачи каждого из пяти игроков.

Пять позиций

Итак, пришло время разобрать пять основных позиций баскетбола. В задней линии это разыгрывающий и атакующий защитники, а в передней - тяжелый и легкий форвард, а также центровой.

Разыгрывающий защитник

Итак, начать стоит с разбора сокращений, которые используются в баскетболе для обозначения конкретных позиций на поле. Например, SF - позиция в баскетболе, которая обозначает легкого форварда, который обычно находится ближе остальных к кольцу противника. Но начинать стоит со своего кольца, поэтому первый игрок, которого стоит рассмотреть, - это разыгрывающий защитник. На английском его называют либо комбогард, либо поинт гард, а его сокращение выглядит как PG (в русской версии, соответственно, РЗ). Какие же функции выполняет этот игрок? На самом деле объем работ у него очень большой, так как он видит практически всю площадку, соответственно, именно от него зависит то, насколько эффективно будет играть вся команда. Он является диспетчером, распасовщиком, с которого начинаются атаки команды. В оборонительных действиях он служит последним рубежом, поэтому должен быть высокого роста, чтобы иметь возможность снимать броски противника. Но не стоит думать, что данная позиция является более важной, чем другие позиции баскетбола. Freestyle 2 и другие компьютерные игры по баскетболу также доказывают, что каждая позиция важна.

Атакующий защитник

Следующий игрок задней линии, который находится немного дальше от своего кольца, - это атакующий защитник. Как видите, не так-то просто понять баскетбол, позиции игроков очень разнообразны. На английском данная позиция может называться как свингмэн, так и шутинг гард, сокращение выглядит, соответственно, как SG (или АЗ на русском). Что касается роли на поле, то данный защитник, как вы уже могли понять из названия позиции, больше направлен на атаку, чем на защиту. Обычно это лучший снайпер команды, который может набирать больше других очков, а также стягивать на себя защиту противника, развязывая руки своим партнерам. В защите же у этого игрока задача - опекать наиболее опасных атакующих противников.

Теперь вы знаете, какие позиции есть в баскетболе в задней линии. Пришло время переходить к передней линии, в которой есть еще три игрока.

Легкий форвард

Первый игрок атакующей линии, о котором стоит рассказать, - это легкий форвард, о котором уже было сказано немного ранее. На английском эта позиция называется смол форвард, то есть СФ. Соответственно, русское сокращение для этой позиции - ЛФ. Но гораздо важнее то, какую роль этот игрок выполняет на поле. Данная позиция - это место для подвижного игрока атаки. Он действует сразу по всему фронту, а также много времени может проводить под кольцом, набирая там очки. Очень многие играли на этой позиции либо на смешанной позиции поинт форварда. Последний сочетает в себе черты и легкого форварда, и разыгрывающего защитника. Как видите, огромное значение играют абсолютно все позиции в баскетболе. Описание каждой из них еще раз это доказывает.

Тяжелый форвард

Это довольно интересная позиция, которая позволяет игроку отрабатывать сразу и в атаке, и в защите. Более того, некоторые известные тяжелые форварды практически всегда концентрируются на защитных действиях, но есть и те, которые умудряются зарабатывать четверть или даже треть всех очков своей команды. На английском языке эта позиция называется пауэр форвард и, соответственно, обозначается как ПФ, но в русском языке его сокращение, естественно, обозначается как ТФ. Сразу стоит сказать, что основной обязанностью этого игрока, который играет не так близко к кольцу противника, как легкий форвард, является подбор мяча как в защите, так и в атаке. Соответственно, игрок должен обладать высокой физической силой, мощной комплекцией, потому что иначе с подобной задачей справиться будет очень сложно. Как и в случае с легким форвардом, эту позицию можно комбинировать с обязанностями разыгрывающего защитника (или же играть комбофорварда, который исполняет обязанности обоих нападающих). Однако это практикуется редко, так как объем работы у тяжелого форварда и без того внушительный. Соответственно, подобные смеси встречаются нечасто.

Центровой

Ну и конечно же, обязательно нужно рассказать подробнее про центрового, который на самом деле является центром всей команды. В английском языке он так и называется - центр - и обозначается поэтому соответственно - Ц. Как вы уже могли понять, в русском языке сокращение будет точно таким же, поэтому во всех языках данная позиция обозначается как Ц.

Что касается игровой роли данного игрока, то здесь все довольно сложно. Казалось бы, этот игрок должен играть в центре поля и связывать атаку с защитой - по аналогии с футболом. Но на самом деле здесь все обстоит совсем иначе, потому что центровой в баскетболе определяет свой центр полем не вдоль, а поперек. А это значит, что данный игрок всегда ориентирован на кольцо противника. Собственно говоря, его задача - это игра под кольцом и получение очков. Конечно же, для самого высокого игрока в команде, поэтому чаще всего на этой позиции можно встретить игроков ростом более 210 сантиметров, вплоть до 225 сантиметров. Обратите внимание на то, что центровой может брать на себя дополнительно обязанности тяжелого форварда, чтобы он мог сыграть поинт форварда или комбофорварда, тем самым отодвигаясь от кольца и играя немного дальше, что меняет его функции. Как видите, пять основных позиций игроков могут быть не четко закрепленными за ними, есть и промежуточные.

Поделиться